Войдем ли в «чистый» круг?

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Андрей ПРАВЩИКОВ, ng@ng.kz

В Костанае на суд общественности представили технико-экономическое обоснование мусороперерабатывающего завода

Костанайская область вполне может стать одним из трех регионов Казахстана, где в ближайшие 5 лет будут построены мусороперерабатывающие заводы. Девяти областям дано поручение разработать технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства завода в регионе. По результатам их анализа  правительство определит 3 области, в которых в ближайшие 5 лет построят и запустят мусороперерабатывающие заводы. ТЭО разработала латвийская компания ООО «Геоконсультант», по их мнению, Костанай - перспективный город для строительства завода.

Место определено

Разработчики предлагают усовершенствовать нашу безнадежно устаревшую систему вывоза и переработки мусора. В комплексе завод -  это современный полигон, мусороперерабатывающее предприятие, современные контейнеры и техника для уборки, вывоза и переработки мусора.  Предполагаемая стоимость вместе с внедрением - 40 млн евро. Предполагается, что производство будет вводиться  5 лет, соответственно и  средства будут вкладываться постепенно. Завод позволит до 2027 года уменьшить количество мусора минимум на 30%, решить вопросы загрязнения воды и выбросы метана гниющими свалками в атмосферу.

Расположить новый современный полигон и мусороперерабатывающий завод консультанты советуют там, где сейчас находится северный полигон твердых бытовых отходов. Южный, рядом с аэропортом, по их мнению, должен быть рекультивирован и закрыт.

- Аэропорт будет расти, и свалка на пути взлетной полосы - это недопустимо, - пояснил старший консультант по разработкам ООО «Геоконсультант» Ивар БУТ. - Поэтому проектирование и строительство полигона и завода возможно только на северном полигоне, в его левой части. Свалку, которая там есть, необходимо будет постепенно рекультивировать.

Для примера  участникам слушаний продемонстрировали схемы и фотографии современных полигонов в Латвии. Их закрывают грунтом, на котором высаживают кустарники и деревья. Разработчики считают, что при правильном подходе так может выглядеть и наш полигон ТБО.

100 000 тонн в год

«Начинка» завода также предлагается самая современная. Специалист продемонстрировал специальные виды контейнеров, которые будут установлены на полигоне: отдельно для стекла, пластика, макулатуры, специальный закрытый транспортируемый контейнер для потенциально опасных отходов типа отработанных батареек и ртутьсодержащих ламп. Показали образцы сортировочных машин и прессов, которые будут формировать и спрессовывать отходы, предназначенные для захоронения.

- Сам полигон будет представлять собой круглую ванну, которая застилается специальной пленкой и гидротекстилем, - отметил Бут, - на таком полигоне захоронения можно делать высотой до 30 м. Общая площадь полигона составит от 3,5 до 5 га. Мы предполагаем предсортировку, в ходе которой будет отделяться грубый мусор, затем  биомасса на компост. Потом ручная сортировка, чтобы отобрать стекло, пластик, бумагу, металл - все то, что можно пустить в переработку. Остаток, так называемые «хвосты», прессуется и захоранивается на полигоне. Ожидаем, что в «хвосты» пойдет около 40% мусора. Планируемая мощность переработки - 100 000 тонн в год.

Интересно, разработчики не считают, что костанайцы доросли до того, чтобы самостоятельно сортировать бытовые отходы, используя разные контейнеры во дворах.

- Для других городов мы предлагали раздельную сортировку для потребителей, - отметил Бут, - но, проанализировав Костанай, считаем, что тут сразу вводить такую услугу - преждевременно. На начальном этапе специализированные контейнеры во дворах можно попытаться установить в некоторых наиболее благоустроенных и цивилизованных районах. Затем поменять контейнеры для частного сектора и постепенно охватить весь город.

Метан, образующийся при разложении мусора, который сейчас просто загрязняет атмосферу,  мусороперерабатывающее производство позволяет использовать. Но в наших условиях консультанты предлагают только сжигание. Причина - в Казахстане не разработаны нормы и правила, регламентирующие использование метана для выработки тепла или электричества.

Работа с потребителями

Предложили консультанты и схему работы с физическими и юридическими лицами. В частном секторе у каждого дома должен быть свой контейнер, вывозить мусор из них по договору с компанией будут 4 раза в месяц. В Латвии такая схема работает. У домов стоят контейнеры объемом 240 л, мусор вывозят еженедельно, за это потребители платят 7 евро в месяц. С потребителей, проживающих в многоэтажных домах, консультанты рекомендуют брать оплату не по числу человек, а по количеству квадратных метров в квартире. Хотя идеальный, с точки зрения разработчиков, вариант работает в Эстонии, где плата за ТБО оформлена в виде налога.

- Мы, конечно, будем рекомендовать, чтобы оплату за ТБО ввели в виде налога, - говорит Бут, - но для этого надо менять законодательную базу. Пока она не будет изменена, лучший вариант - платить за квадратные метры. Законодательная база - это главный вопрос, который надо решить перед тем, как строить мусороперерабатывающий завод. Если она не будет пересмотрена и изменена, то о положительных результатах говорить сложно. Все правила для потребителей должны быть прописаны на законодательном уровне. Должна работать экологическая полиция, четко разработана система штрафов. Еще один важный вопрос эффективной работы всей системы - у полигона и завода должен быть один хозяин. Потому что есть немало примеров, когда хозяева разные, и в результате заводы простаивают. Должен быть общий процесс сортировки, переработки и захоронения мусора под управлением одного хозяина.

Разработчики не скрывают, что строительство перерабатывающего завода неминуемо вызовет рост тарифов.

- Есть утвержденные международные правила, что тариф должен быть не выше 1% от среднестатистического дохода. Мы предполагаем, что он будет около 320 тенге с человека. Но качественная уборка должна стоить денег, - отметил Бут.

Болевые точки

На слушаниях разработчикам не возразил никто. Зато в кулуарах специалисты выразили опасение, что этим тарифом (320 тенге) дело не ограничится. Перспективы рентабельности предприятия (а по нынешним законам оно будет в частных руках) крайне туманны.

Стоит только вспомнить, что в Алматы мусороперерабатывающий завод работает уже несколько лет. Вернее, работал, потому что последний год как минимум он стоит, а его полигон превратился в жуткую неконтролируемую свалку.

Проблемы начались, как только власти прекратили постоянные вливания. За два года из бюджета Алматы на завод было выделено $2 млн, сообщает телекомпания «Мир». Через 3 года предприятие планировало перейти на самоокупаемость. Но как только бюджетные вливания прекратились, уникальный комплекс превратился в грандиозную свалку. Руководство объясняет, что предприятие всегда работало себе в убыток.

«Такие предприятия во всем мире живут либо за счет высоких тарифов, либо дотации государства. Эти предприятия не столько коммерческие, сколько социально-экологические. Они нужны населению», - сказал коммерческий директор компании Айдын Нурахметов.

Теперь предприниматели ставят ультиматум: либо тарифы на вывоз мусора повысят как минимум на семьдесят процентов, либо завод не сможет дальше себя обеспечивать.

Подобный завод должен был открыться в Астане. Сначала летом, потом 10 октября. Октябрь кончается, но информации об открытии пока не видно.

И тем не менее проблему мусоропереработки решать нужно, независимо от того, войдет ли Костанай в пилотный проект или нет. Поскольку обрастать свалками и дальше просто невозможно.