По велению души, а не по разнарядке

Базарная площадь в Кустанае с видом на храм Николая Чудотворца, построенный на пожертвования. Фото 1917 года

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

В чем разница между социальной ответственностью и меценатством?

Фото из облгосархива

О чем речь, все прекрасно понимают. Было когда-то, в дореволюционные времена, благородное меценатство. Покровительствовали тогда богатые люди, купцы и промышленники, искусству, наукам, церкви, благоустройству городов и сел. От щедрот своих и по велению души своей, а вовсе не по разнарядке и «меморандумам», как это пытаются делать сейчас. И было искусство, и была наука, и были церкви и монастыри, и была такая «штучная» архитектура городов, что ее остатки и по сей день радуют глаз.

Век 19-й...

Было так и у нас в Кустанае в 19-м веке. Стоит об этом напомнить нынешним властям, которые сейчас употребляют вместо выражения меценатство, словосочетание «социальная ответственность бизнеса», понимая это весьма своеобразно, да так, что и до чрезвычайных последствий уже не далеко, как видно, например, по недавним событиям в Федоровском районе.

В 1890 году, когда город Кустанай уже встал на ноги, серьезно заявив о себе и числом населения, и промышленностью, и торговлей, и сельским хозяйством, логично возник вопрос о строительстве телеграфной линии до Троицка, что означало для открытия «окна в мир» современную связь со всей Российской Империей. Государство необходимость этого понимало, но вопросы финансирования и тогда решались очень долго и нудно. Казна денег давать не спешила. И вот тогда появился в Оренбурге, откуда управляли всей Тургайской областью и Николаевским уездом, омский купец Степан Назаров с сыновьями, который через своих приказчиков вел добычу соли на озерах Камышнинского района. Деловой человек увидел перспективу использования телеграфной связи и для своего дела тоже, он помнил, что у него есть сыновья, которые будут продолжать купеческое дело, беспокоился об их будущем.

В январе 1891 года, Назаров и сыновья обратились к Тургайскому губернатору Я. Ф. Барабашу о подряде на это строительство, вкладывая при этом 4000 рублей своих денег из 12 000 рублей, которые нужны были на телеграф. 8000 рублей уже были собраны деловыми людьми по подписке, которая потом давала им льготы в пользовании телеграфом. Вот ведь как! Инициатива, причем не без последующей выгоды и для себя тоже (а как же, дело есть дело!), исходила от купцов властям, а не наоборот. И сам военный губернатор имел за честь принять их у себя в оренбургской резиденции.

Когда ударили по рукам, Барабаш отписал министру внутренних дел России об этом купеческом деловом меценатстве и просил его разрешить для ускорения дела использовать на строительство телеграфа еще 5800 рублей со счетов земского сбора. Как было министру МВД не дать свое «добро», когда на месте, сами купцы и мещане, уже решили вопрос по двенадцати тысячам?! Вот так и состоялся у нас тогда телеграф.

А в ноябре 1883 года так же по движению души, веры и сердца, с соизволения государя Александра III, по всей империи была открыта подписка на сбор пожертвований всех слоев населения на строительство в Кустанае храма Николая Чудотворца. И без установления «таксы» с посевного гектара крестьянина или с торговой лавки предпринимателя деньги было собраны и храм построен. И стоял бы, красавец, до сих пор, если бы большевики не разобрали его на кирпичи и не построили в 1936 году из них здание обкома Компартии и облисполкома (сейчас КГУ им. А. Байтурсынова).

Первые газеты в Кустанае издавались на частные деньги. Вырезка из газеты с рекламой Пассажа Яушевых.

… и век 20-й

В начале 20-го века Кустанай активно рос и строился, появилось много детей, которых надо было учить. Надо было строить школы, а это существенные траты. В то время местное кочевое и полукочевое казахское население все чаще выражало намерения учить своих детей в кустанайских школах вместе с детьми переселенцев. И в марте 1906 года, опять же по необходимости, в решении которой люди были действительно заинтересованы,  купцы, обеспеченные люди и отчасти простые граждане собрали деньги в помощь строительства школы, решив этот вопрос на сходах Мендыкаринской, Убаганской и Аракарагайской волостей. И передали их в город: мендыкаринцы – 1000 рублей, убаганцы – 500 рублей, аракарагайцы – 410 рублей. Эти деньги влились в государственные средства, выделенные на строительство школы.

Тогдашний уездный начальник М. Ким так был этим доволен, что немедленно сообщил об этом Тургайскому губернатору А. А. Ломачевскому и просил губернатора персонально и публично выразить благодарность за это меценатство управителям волостей М. Мурзабакину, С. Дондыбаеву и М. Клыбаеву, а также почетному киргизу Мендыкаринской волости Нуркану Мурзабакину. Вероятно, последний из перечисленных внес особый вклад в это благородное дело.

И как не вспомнить о том, как в Кустанае появились первые газеты. Виктор Николаевич Коровин, казанский мещанин, постоянно проживавший в Кустанае, написал в заявлении губернатору И. М. Страховскому 12 января 1910 года: «…я принимаю на себя в полном объеме ответственность редактирования предполагаемой к изданию Сидором Васильевичем Паруновым газеты под названием «Степные отголоски». А 13 марта 1914 года Вячеслав Валерианович Мончинский написал Тургайскому военному губернатору, камергеру Высочайшего двора М. М. Эверсману: «…я желаю издавать в г. Кустанае газету под наименованием «Кустанайское степное хозяйство», так у нас появилась вторая газета. Государство не имело к ней никакого отношения. Это было велением времени, и нашлись люди, которые это исполнили сами, без понукания.

В 1918-1919 годах, когда в Кустанае была власть Омской директории, было у нас Общество потребителей, учрежденное состоятельными гражданами города, как они себя называли. Было всего восемь учредителей: З. Толстых, М. Щеголев, А. Оголихин, П. Фейтенгеймер, Н. Казаков, Г. Тюрин, А. Гирш и З. Шефтер. Помимо всего прочего, они занимались и меценатством, но ни в одном документе нет даже упоминания о том, что местные власти о чем-то смели их просить, а уж тем более «напрягать» по линии «социальной ответственности»! И, тем не менее, читаем в протоколе заседания Общества от 18 мая 1919 года о том, что они выделяют: 25 000 рублей на открытие сельскохозяйственного училища, 6000 рублей на обучение детей членов общества, 10 000 рублей на библиотеку для взрослых и 6000 рублей на детскую библиотеку, а еще кладут 15 000 рублей на создание кооперативного Народного дома, 14 000 рублей на детский приют. Хотя все это, безусловно, государственные дела и должны были делаться на официальные налоговые отчисления.

И вот какой здесь нюанс. Да, Общество потребителей делало немалые вклады в городскую казну, но и обратный эффект был тоже, а не «игра в одни ворота»! Читаем в протоколе от 18 мая 1919 года: «Фонд должен был выдан Кустанайскому землеустройству на постройку сельскохозяйственного училища в Инспекторской даче с условием, чтобы землеустройство предоставило 2 стипендии для детей членов Кустанайского общества потребителей по назначению общества». И еще общество поставило условие: «…чтобы курс кооперации был одним из предметов преподавания в сельскохозяйственном училище». На том и порешили. И так было бы, но 19 августа 1919 года в Кустанай на 72 года пришли большевики. И кончилось меценатство, а сейчас имеем социальную ответственность…