Его узнали в лицо, когда он снимал штаны

Саша Барон Коэн в «Бруно» един в трех лицах: сопродюсер, соавтор сценария, исполнитель главной роли

izvestia.ru, movie.ru, filmz.ru

«Борат» Саши Барона Коэна кажется старомодным в сравнении с его же «Бруно»

С 23 июля в российский прокат вышел новый проект 37-летнего британца Саши Барона Коэна, где он выступает в роли сопродюсера, соавтора сценария и исполнителя главной роли. «Бруно» запрещен к показу на Украине и в Беларуси. В России картина получила жесткий прокатный рейтинг: тем, кому не исполнилось 18, ее смотреть не положено. В США фильм тоже имеет прокатные ограничения. Но опыт «Бората», запрещенного к показу в РФ и РК, показывает, что на дисках его в этих странах не посмотрел только ленивый. Поэтому лучше иметь представление, что и о чем сейчас снял скандальный Саша. 

Коэн-партизан

- «Бруно» - совершенно похабный фильм, но, несмотря на это, местами смешной, - заявил на московской премьере Дмитрий ПУЧКОВ, сделавший перевод версии, в которой фильм выходит на российские экраны.

Это удачный образец того формата, который безуспешно пытается освоить «Камеди Клаб» с чередой «Самых лучших фильмов». То есть пародия, где ставка сделана на участие комика-суперзвезды. Только резиденты «Камеди» пародируют отечественные фильмы, а Коэн - все ценности современного общества без ранжира: от звездомании до благотворительности, миротворчества и усыновления цветных детей. Как и Борат, Бруно, молодой австрияк, ведущий передачу о моде на венском ТВ, - один из популярных сценических (а точнее, телевизионных) образов Коэна. В фильме после увольнения с ТВ Бруно отправляется в Лос-Анджелес с мечтой стать всемирной знаменитостью.

Начинает с традиционного - попытки покорить Голливуд. Затем следуют столь же бесславно заканчивающиеся поползновения на роли телезвезды, переговорщика в арабо-израильском конфликте, отца-одиночки, учащегося военной академии, борца с однополой любовью. И все это на фоне бесконечных гей-эскапад. Похабные шутки и шутки на общие темы представлены примерно в пропорции пять к одному, причем «шутки вообще» и впрямь местами довольно смешные. Несколько раз обыгрывается имя Гитлера как главной австрийской суперзвезды.

В чем можно быть твердо уверенным, так это в том, что во время съемок сам Коэн и его бригада веселились вовсю. Известно, например, что в образе австрийского модного обозревателя Коэну удалось взять несколько реальных интервью (героиней одного из них стала супермодель Жизель Бундхен), сорвать реальное телешоу, реальный показ мод и одурачить не один десяток ни о чем не подозревающих граждан. Максимальное количество эпизодов пытались снять «партизанским» методом - то есть не оповещая людей о том, что они снимаются в кино.

16 марта 2009 года агентство AP распространило сообщение: съемочная группа «Бруно» под видом немецких телевизионщиков проникла на территорию Военной академии в Алабаме - якобы с целью сделать репортаж о ее героических буднях. Официальные лица встретили их у ворот, провели по академии, дали заснять (мы сначала написали «снять», но потом подумали, что в рассказе о Коэне этот глагол звучит двусмысленно) все, что их заинтересовало, а Коэн даже примерил военную форму.

Авантюра закончилась, когда один из учащихся узнал звезду (что любопытно - как раз в тот момент, когда Коэн снимал штаны, чтобы надеть армейские) и доложил об этом начальству. Киношников выпроводили, но пленку не отобрали. Правда, как сообщил на следующий день официальный представитель академии, «занесли этот случай в протокол, чтобы впредь такое не повторилось».

Какое все-таки забавное у них общество - грех не спародировать...

Смеяться или уходить?

До 2006 года Сашу Барон-Коэна знали только на его родине, в Великобритании, причем большинство соотечественников относилось к нему с высокомерной насмешкой, как к телевизионному клоуну самого низкого пошиба. А осенью 2006 года разразилась сенсация международного масштаба: малобюджетный фильм «Борат!, снятый никому не известным режиссером и без участия звезд (если не считать Памелу Андерсон, сыгравшую в одном из эпизодов саму себя), да еще стилизованный под телевизионный репортаж, собрал в мировом прокате $261.6 млн и принес Коэну «Золотой глобус» за лучшую актерскую работу и номинацию на «Оскар» за лучшую сценарную адаптацию.

Сразу предупреждаем: не путайте нелепого и невежественного антисемита Бората с его создателем - интеллектуалом Сашей Барон-Коэном, который родился в Лондоне в обеспеченной еврейской семье и получил первоклассное образование. Отец режиссера, Джеральд Коэн, родом из графства Уэльс, был владельцем магазина мужской одежды на Пиккадилли. Его жена Даниэлла, уроженка Израиля, родила ему троих сыновей. Средний сын Саша получил образование в частной мужской школе Haberdashers' Aske's в графстве Хертфордшир; после окончания школы он поступил в Кембридж, занимался историей.

Во время учебы в университете Коэн примкнул к труппе студенческого театра, где получил первые и последние уроки актерского мастерства. В середине 90-х он послал на английское телевидение самодельную демозапись комедийных скетчей, в которых выступал в различных амплуа, в том числе и в роли Бората. Почти весь его материал отвергли как слишком неполиткорректный (один из скетчей - «Стриптиз раввина» - шокировал даже видавших виды телевизионщиков). Но кое-какие идеи Коэна понравились, и его начали приглашать в комедийные передачи. В 2000 году он создал собственное шоу Da Ali G Show, а в 2002 снял свой первый полнометражный фильм «Али Джи в парламенте».

Голливуд быстро почуял, что с Сашей нужно дружить. В середине октября 2006 года, через неделю после выхода «Бората» в американский прокат, начались торги за право финансировать и прокатывать его следующий проект «Бруно». Поговаривали, что Барон Коэн был очень недоволен условиями прокатной сделки «Бората»: он хотел, чтобы ему платили отчисления от проката, Fox же категорически отказалась. И Коэн отомстил этой компании, отказавшись от эксклюзивной сделки с Fox и выставив на аукцион права на свой следующий проект.

После долгих и ожесточенных торгов, в которых приняли участие практически все голливудские «тяжеловесы» (DreamWorks, Sony, Fox, Universal), права купила Universal.

Условия сделки потрясли даже видавших виды голливудцев: студия согласилась заплатить Коэну 15% от кассовых сборов и приобрела его проект за $42.5 млн. В эту сумму вошел и бюджет постановки, которая, по расчетам Барон-Коэна, должна была обойтись в $20-25 млн.

Ко всему прочему, Universal дала Коэну полную свободу. Он мог снимать «Бруно» где угодно, когда угодно и как угодно. 

Итак, Бруно - гей, и совершенно зациклен на своей принадлежности к сексуальным меньшинствам. Практически каждый эпизод, в котором Саша изображал Бруно, сводился к тому, что его персонаж говорил с псевдоавстрийским акцентом, задавал идиотские вопросы и провоцировал людей на гадости.  Для Коэна, кажется, не существует понятий «на грани фола» или «за границей добра и зла», он изначально работает на той территории, изредка совершая маленькую, но победоносную вылазку туда, где правят хороший вкус, приличные манеры, политкорректность, благотворительность и доброта. Насколько они настоящие, Коэну - с его стороны - виднее: он показывает, не боясь имен, всю фальшь так называемых «гуманистов»; он выставляет напоказ убогие поведенческие стереотипы.

Для Коэна нет никаких табу - от него попадает всем: геям и гомофобам, правозащитникам и правительственным структурам, религиозным деятелям и невежественным безбожникам, Поле Абдул, Боно, Крису Мартину и Элтону Джону, израильтянам и палестинцам, террористам и афроамериканцам. Всем - одинаково крепко.

От этих пощечин и непрекращающегося смеха в буквальном смысле звенит в ушах. Но нередко эта очищающая сатира классического - раблезианского или свифтовского - толка, весь этот звон сопровождает уход зрителей из зала. И в принципе это нормально. Каждый волен сделать выбор: считать «Бруно» пошлостью и мерзостью и голосовать за это ногами, или попытаться уловить в этой похабщине стократно усиленные отголоски собственного поведения - ханжества, лицемерия, которые всегда выглядят так пристойно. 

Фото www.filmz.ru