Мировая новизна достигнута!

Петр СВОИК

В пятницу был оглашен приговор по обвинению Булата Абилова, Асылбека Кожахметова и Толена Тохтасынова в том, что на языке УК названо «заранее не обещанное укрывательство тяжкого и особо тяжкого преступления». Теперь можно спокойно порассуждать. Нет, вовсе не о перипетиях данного процесса, а о самой коллизии, когда уголовное обвинение предъявляется политикам, причем за политическое действие. А именно: они подписали письмо в Комитет по миграции Украины с просьбой предоставить политическое убежище гражданам Казахстана - заместителям акима Жакиянова и его партнерам, - поскольку те (как было сказано в письме) подвергались в Казахстане политически мотивированному уголовному преследованию. Что и явилось тем самым «укрывательством».

Ну, насколько покинувшие Казахстан действительно в чем-то были виноваты и могли ли подписанты письма знать об их «преступлениях», - это мы опустим, поскольку хотим подчеркнуть такой принципиальный момент. В нашем случае мы имеем феномен наложения действий сразу двух юридических «силовых полей». Первое поле - это национальное и международное законодательство, регламентирующее порядок обращения за политическим убежищем, его обоснование и предоставление. В это поле Казахстан интегрирован полностью: и свои законы имеются, и ООНовские пакты ратифицированы. Соответственно гражданам Казахстана национальное законодательство не просто разрешает, но и гарантирует право искать убежища в другой стране. То есть власть должна не преследовать их за это, а наоборот, - обеспечивать такую возможность. Не только в части поиска убежища, но и ходатайствования в таковом со стороны соратников, коллег, друзей. Слава Богу, делается это нескрытно: не еда, одежда или оружие в схрон бандитам передаются, а пишутся именные заявления в официальные государственные органы. И наказывать за высказывание собственного мнения насчет необходимости предоставление кому-то убежища ни одно цивилизованное государство еще не додумалось. Тем более что такое мнение, наряду со всеми прочими доказательствами, всего лишь учитывается органом, предоставляющим убежище.

Другое правовое поле определяет и национальный, и межгосударственный порядок преследования за преступления, включая задержание подозреваемых-обвиняемых в другой стране и их депортацию. Здесь и Казахстан, и Украина достаточно тесно связаны взаимными договоренностями, конкретно - Минской конвенцией. И в этом поле казахстанские правоохранительные органы вполне могли бы двигаться сами - будь они способны предоставить Киеву убедительные доказательства для выдачи нарушителей УК. Причем наличие статуса беженца или его отсутствие принципиальной роли не играют. Есть убедительные доказательства преступления, есть у страны международное признание способности обеспечить справедливый суд - пожалуйста, забирайте разыскиваемых. Ну а нет - тогда, извините, и суда нет!

За что же судили Булата Абилова и его «подельников»? Выходит, за то, что наши МВД с Генпрокуратурой со своими обязанностями элементарно не справились. И за то, что казахстанское правосудие независимым не считается. И здесь мы, наконец, оказались впереди планеты всей!