Имена, дороги и понты - наше все

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, Галина ПЕТРЕНКО, Татьяна НАЗАРУК, Ольга ЛИХОГРАЙ

«НГ» традиционно подводит итоги уходящего года, анализируя основные тенденции

Направлений главных мы выбрали три: волна переименований, которая докатилась до севера страны с некоторым опозданием; дороги, которые, по мнению многих, начали понемногу заменять привычные нам направления. И, как водится, основная нелепица года, по нашей версии. Без понтов, доходящих до абсурда, у нас, к сожалению, тоже никуда.

Страсти-ономасти

Первые симптомы ономастической болезни в Костанае проявились еще в конце 2016 года. Предшествовало этому странное совпадение интересов государства и желания граждан (ведь нас до сих пор убеждают, что все переименования происходят исключительно по инициативе простых людей). В результате этого необычного альянса появились на свет три первых предложения: о переименовании улиц Калинина в Затобольске, Герцена и Тарана в Костанае. Обсуждения среди населения были самые бурные. Причем возмущения затобольцев изливались не столько на сходах населения, сколько в кулуарах и на просторах Интернета. У костанайцев гражданская активность все-таки уровнем повыше. Эмоциональные выступления за и против даже спровоцировали межэтнический скандал, который, к счастью, быстро затух, не дождавшись реакции со стороны властей и правоохранительных органов.

Как оказалось, копья ломали напрасно - в марте 2017 года в Костанае появились улицы Тауелсиздик и Кобланды батыра. Ономастический мейнстрим обошелся бюджету Костаная в 1 152 000 тенге. В эту сумму вошли затраты на изготовление табличек, которые разместили на домах многоэтажной застройки, частного сектора, административных, а также дорожных аншлагов.

С сентября взялись за поселки - сельский сход прошел в Давыденовке Костанайского района. Жители населенного пункта с 131-летней историей разделились на два лагеря. Судьба поселка решалась голосованием. В итоге со счетом 96:63 победили сторонники нового названия - Енбек.

Давыденовка на 131-м году существования стала Енбеком 

Надо сказать, Костанайский район по числу переименованных сел пока держит в области первое место. Население Семеновки пожелало стать жителями села Костомар, а Борис-Романовки - жителями села И. Ф. Павлова. Именно так выглядит название в ответе на наш запрос.

Докатилась ономастическая эпидемия и до юга области - с. Карасу в Джангельдинском районе после утверждения «наверху» будет носить имя А. Байтурсынова.

Предложений о переименовании улиц неизмеримо больше. Некоторые сходят с дистанции на этапе сходов населения, как это произошло в Житикаре. Там в октябре жителям удалось отстоять несколько улиц - Новую, Шевченко, Щорса и Карла Маркса. В итоге из предложенных восьми улиц переименования коснулись лишь половины: 40 лет Октября превратится в Бирлик, Аэродромная - в Байтерек, Комарова - в Береке, Степная - в Кен дала.

А вот в поселке Тобол, например, одобрили все 8 предложений. Против выступил 61 человек из 180. В селе Тарановское в лагере противников ономастических изменений было всего 22 человека, что также особой роли не сыграло - после утверждения во всех инстанциях таблички сменятся на 6 улицах.

На сходах о переименовании народ горячо дебатировал. Итоги тоже не были единогласными

- В нашей области проводится планомерная работа по замене идеологически устаревших и повторяющихся наименований на исторические и традиционные, олицетворяющие достижения независимого Казахстана, - сказано в ответе на запрос «НГ», подписанном руководителем управления по развитию языков Гульжан МЕНДЕКИНОВОЙ.

Теперь понятно, почему остракизму подверглись уже свергнутые Советская, 40 лет Октября, Комсомольская, Пионерская, опять же Калинина... А вот чем не угодили Луговая, Озерная, Вокзальная, Школьная, Аэродромная и иже с ними - остается загадкой. Они-то никакой идеологической подоплеки в себе не несут...

Зато новые названия улиц - как под копирку. По информации управления, наиболее распространенными названиями, внесенными на рассмотрение ономастической комиссии, являются: Астана, Байтерек, Атамекен, Бирлик, Бейбитшилик, Болашак, Достык, Кен дала, Тауелсиздик...

И опять странным образом гражданская инициатива в одной струе с государственной. Об этом можно судить, сравнив «инициированные» названия со списком рекомендаций Администрации президента. Разгадать этот ребус нам помогла руководитель отдела культуры и развития языков акимата Житикаринского района Жанылдык АЛЬМУХАМЕДОВА. Она пояснила, что жители зачастую приходят с самыми разными идеями - вплоть до того, что просят назвать улицу именем своего дедушки. На заседании рабочей комиссии в Житикаринском районном акимате, например, рассматривалось около 30 наименований. Однако прошли только те, которые были в списке рекомендаций.

За этот год решений о переименовании в Костанайской области было так много, что мы буквально завалили ими республиканскую ономастическую комиссию. Видимо, с учетом настроений граждан 8 декабря по ономастическому вопросу высказался аким области Архимед МУХАМБЕТОВ.

- Важный вопрос. Акимов касается. Население порой предлагает неизвестных личностей, просто чьих-то родственников. Не надо этим заниматься, - высказал он свое мнение. - Вот Камшат Байгазиновна (Доненбаева - ред.) авторитетным человеком была, не сомневаюсь, что в Мендыкаринском районе переименование колледжа население наверняка поддержит. То же самое по Кейки батыру... Людям надо разъяснять: переименования - не самоцель, нет установки поменять как можно больше названий.

По информации ГУ «Управление по развитию языков акимата Костанайской области», в этом году на заседаниях областной ономастической комиссии при акимате Костанайской области были рассмотрены и поддержаны 87 предложений по наименованию и переименованию административно-территориальных единиц и их составных частей.

Он сказал: «Поехали!»

2017 год должен был стать годом ударных дорожных строек. Развитие транспортной инфраструктуры местной исполнительной властью заявлено приоритетом на несколько ближайших лет.

Если персонифицировать намерения, то они четко связаны с главой региона. У нас в стране от того, какой аким, зависит, сколько денег республика даст области. Глава Костанайской Архимед Мухамбетов называет этот феномен просто - «приделать заявкам ноги», то есть не только грамотно оформить чаяния с мест, но правильно найти в правительстве кабинет, откуда бумага двинется за финансированием.

Что касается денег на дороги, то, похоже, ноги ходят в верном направлении.

Одно из первых публичных высказываний Мухамбетова в сентябре 2015 года, когда он заступил на должность, касалось именно плохого состояния дорог. Для начала он ткнул пальцем в колеи на улице Пушкина, ведущей к акимату Костаная. В течение месяца, объезжая область, неизменно возвращался к теме.

Разбитую вдрызг объездную дорогу на Новоильиновку должны начать ремонтировать весной 

В ноябре того же года Костанайская область в лице акима подписала меморандум о сотрудничестве с АО «НК «КазАвтоЖол». Еще оказалось, что у главы региона хорошие отношения с Аскаром Маминым, он приезжал в область в том же 2015 году в ранге президента АО «НК «КТЖ», которому были приданы функции национального мультимодального оператора и в сферу интересов которого входили все транспортные коммуникации. А теперь Аскар Узакпаевич - первый заместитель премьер-министра, транспорт остался в сфере его кураторства.

Первый звонок о том, что с деньгами на дороги у нас станет лучше, чем было, прозвучал, когда область получила деньги на досрочное завершение реконструкции Большого моста в Костанае.

И процесс пошел. В 2017 году увеличение финансирования на дорожные ремонты и строительство в Костанайской области стали исчислять не в процентах, а в разах.

На ремонты и реконструкции дорог республиканского значения область в 2017 году получила 18,7 млрд тенге - в 2,5 раза больше, чем в предыдущем. А на ремонт автодорог областного значения было выделено 5,1 млрд тенге - в 3 раза больше прошлогоднего.

Руководители управления пассажирского транспорта и автодорог, а также Костанайского филиала АО «КазАвтоЖол» на запрос редакции об итогах года ответили, что средства были освоены полностью.

Есть, конечно, нюансы. Один из самых значимых объектов (путепровод с подходами в районе станции Тобол) стоит 1,3 млрд тенге, из которых подрядной организацией было использовано 75%. Мост готов, но асфальтировать дорожную развязку и ремонтировать объездную дорогу будут в следующем году.

Горбатый мост около ст. Тобол до ремонта, движение пере крыто в сентябре 2016 года

На сессии облмаслихата в июле 2017 года аким области при уточнении бюджета назвал дорогу Камысты - Денисовка «наша головная боль». Этот отрезок - часть масштабного проекта по капитальному ремонту трассы Карабутак - Костанай. Уже определены параметры ремонта участка от Рудного до Денисовки на 2018 год. А что же с «головной болью» длиной в 40 км от границы Камыстинского района до Денисовки?

- Капитальный ремонт участка начался в 2016 году. Стоимость - 5,3 млрд тенге. Подрядчик - ТОО «Костанай жолдары», в 2016-2017 гг. им было освоено 4,4 млрд тенге. Отремонтировано 29 км дороги и завершено строительство мостового перехода в райцентре Денисовка, - ответил директор КФ АО «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ.

Впереди, значит, ремонт еще 11 км. Почему нет диссонанса между выделенным и освоенным финансированием? Потому что республиканская структура перечисляла столько средств, сколько строители могли «съесть».

О планах на следующий год по капремонту участка трассы между Денисовкой и Рудным «НГ» недавно сообщала. Стоят эти 114 км 35,6 млрд тенге. И тендеры на крупные подряды уже прошли. Заявлялось 4 лота. В итоге строить будут не костанайские компании.

От Денисовки до поселка Перелески 34,6 км дороги 2-й технической категории отдано ТОО «Иврус» из Актюбинска, от Перелесок до Лисаковска - ТОО «АБК - Автодор НС» из Астаны, еще 2 участка 1-й и 2-й категорий - ТОО «Казахдорстрой», тоже Астана.

В этом году было отремонтировано 234,8 км дорог областного значения. Радует, что руки дорожников стали доходить до лечения застарелых болячек. Например, средний ремонт наконец был проведен на 19,5 км дороги Житикара - Камысты - Ливановка, капитально отремонтирован участок дороги Тарановское - Варваринка - граница области. При уточнении бюджета 80 млн тенге были направлены на ремонт 8 км подъезда к селу Харьковское.

Отдельно «НГ» поинтересовалась ходом капитального ремонта дороги Аркалык - Торгай. На сентябрьской сессии облмаслихата сообщалось, что работы, на которые был выделен 1 млрд тенге, идут с опережением графика. Подрядчикам выделили дополнительно 500 млн тенге. И, как сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Азамат ТУРСУНОВ, «средства полностью освоены, в 2018 году проект планируется завершить».

Одним словом, немалые деньги идут, работа кипит. Ближайшая весна покажет, какого она качества.

Наработали на иск

Не станем грузить читателя цифрами дорожных ремонтов и реконструкций в областном центре. Планов тоже было громадье - охватить в уходящем году разными видами ремонтов 43 улицы, активно применять экономичные технологии восстановления дорожного покрытия типа ресайклинга. Аким области публично говорил о том, что если нынешний темп работ сохранится, то через два года в Костанае не останется улиц без асфальта.

Недавно утверждали бюджет областного центра, в котором 1,3 млрд тенге предусмотрено на средний ремонт 29 улиц. То есть темп и на будущее - вполне себе.

Одним из знаковых примеров освоения денег на ремонтах городских дорог стал пр. Абая в областном центре. Улица - центральнее некуда. На виду. С середины апреля капитально ремонтировали участок от путепровода по улице Карбышева до Тауелсиздик. Генподрядчик РГП «Енбек-Костанай» намеревался завершить работы к 1 июня, однако официально объект был принят в эксплуатацию 17 ноября.

Но это не значит, что уж к этой дате все было идеально. «НГ» не раз писала, как к неудобствам текущего ремонта добавились проблемы после него. Все лето люди прыгали через траншеи, спотыкались о разбросанную брусчатку, зачастую ни пассажиры, ни водители не представляли, по какому именно маршруту сегодня пойдет автобус. И после окончания масштабных работ сюрпризы для костанайцев не закончились. Стали вылезать огрехи строительства: там покосился бордюр, здесь провалилась брусчатка. К павильону на остановке «Емшан» людям надо было просто спрыгивать. После обращений «НГ» в адрес генподрядчика у остановки соорудили несколько ступеней. Точно так же после наших жалоб в ноябре сделали пешеходную дорожку к остановке «Поликлиника», которой в проекте не было. Два осенних месяца костанайцы добирались к остановке по газону.

Так «качественно» подрядчик освоил 1 млрд 159 млн тенге.

Как сообщил «НГ» руководитель отдела ЖКХ городского акимата Алексей ТАРАСОВ, заказчиком РГП «Енбек» были направлены претензии

по качеству работ. А также иск в суд, чтобы подрядчик возместил ущерб в связи со срывом срока окончания работ. Иск судом был частично удовлетворен. Замечания заказчика исправлены, сообщил «НГ» Тарасов. Насколько хорошо исправлены, костанайцы могут оценивать каждый день.

В следующем году история большого ремонта пр. Абая продолжится. Его планируют завершить - довести до ул. Лермонтова. Подрядчик определен другой - ТОО «Ван».

Бордюрный абсурд

Уходящий год запомнился читателям «НГ» бордюрной эпопеей, которая началась в конце 2016-го и продлилась весь 2017-й. Сначала чиновники огорошили горожан тем, что вдоль двух улиц Костаная (Уральской от кольца по ул. Карбышева до аэропорта; пр. Абая от путепровода до ул. Тауелсиздик) собираются сменить добротные бетонные бордюры. Выяснилось, что новые бордюры будут не простые, а самые дорогостоящие - гранитные. На установку натурального камня вдоль двух этих отрезков планировалось потратить 146, 8 млн тенге.

Гранитный бордюр - фишка местной костанайской власти, которая довольно дорого обходится горожанам 

Пока корреспонденты «НГ» вместе с читателями грызли гранит математической науки, высчитывая разницу между бетонным и гранитным бордюром, чиновники все больше проникались идеей-фикс. И вскоре объявили, что дорогой гранит появится еще на отрезках двух улиц: Карбышева от ул. Уральской до ул. Воинов-Интернационалистов, на ул. Воинов-Интернационалистов от ул. Карбышева до пр. Абая.

В этом случае, по подсчетам «НГ», установка гранита выливалась в 430 млн тенге - стоимость строительства школы или детского сада. Правда, вскоре (очевидно, после возмущений горожан и публикаций «НГ») в акимате Костаная заявили, что гранитный бордюр останется лишь на одном отрезке - от кольца по ул. Уральской, вдоль ул. Карбышева до аэропорта. Это позволило сэкономить городскому бюджету немалые деньги.

А в середине года грянул новый бордюрный скандал. Бетонные бордюры вдоль пр. Абая в чистом виде не устроили городских чиновников, поэтому появились покрашенные красной краской - «под гранит». Но и красный бетонный понадобился самый дорогой, выражаясь языком производственников - с полным прокрасом. Это означает, что краска присутствует по всей толщине бетонного монолита.

Капитальный ремонт пр. Абая стал проблемой для костанайцев не только во время выполнения работ, но и после их завершения 

По подсчетам «НГ», установка вдоль пр. Абая бордюра, покрашенного лишь сверху, обошлась бы бюджету в 18,7 млн тенге, в то время как установка с полным прокрасом стоила 27,1 млн тенге. Увеличение трат чиновники объясняли тем, что бордюр попроще в случае сколов обнажит свою серую сущность, что сразу испортит весь городской архитектурный облик!

Но и на этом абсурд в гранитно-бордюрной эпопее не закончился. Почти сразу после установки самого дорогого из бетонных - бордюра с полным прокрасом - подрядчики, видимо, для верности покрасили его поверху красной краской. В отделе ЖКХ уверяли, что на краску не потратили ни один бюджетный тенге, а подрядное ТОО «АБЗ+» сделало это по собственной инициативе, чтобы очистить бетон от налипшей грязи. Но если полнопрокрасные бордюры стоимостью больше 27 млн тенге пришлось красить спустя несколько недель после установки из-за налипшей пыли и грязи, как они будут выглядеть весной 2018 года? Неужели и тогда инициативный подрядчик решит проблемы бордюрной эстетичности за свой счет? И стоил ли тогда полный прокрас бюджетной выделки?

Похоже, эти вопросы так и останутся без ответов, а бордюрный абсурд наверняка продолжится и в следующем году вместе с продолжением реконструкции пр. Абая, которая включает установку бордюра с полным прокрасом...

Фото Николая СОЛОВЬЕВА