«В ручной работе не бывает плагиата»

Лика НОВИКОВА

Куклы и ангелочки рудненской рукодельницы живут в городах Казахстана, России и Франции

Домовята, куклы в цветочных и клетчатых платьях, зайцы и деды-морозы в резных санях - все это дело рук Надежды ВАВРИЧЕНОЙ. Рудничанка шьет оригинальные игрушки уже 5 лет. Работая воспитателем в детском саду, она учила этому своих воспитанников. Но, когда поняла, что хобби и работа сочетаться не могут, ушла в рукоделие с головой.

Надежда Вавричена приняла участие в «Ярмарке мастеров», которая прошла 23-24 декабря в Костанае

- Было жалко прощаться с детьми, но к работе надо готовиться, - рассказала «НГ» Надежда. - Нельзя идти к детям неподготовленным, а кукол тоже просто так не бросишь.

- С чего началось ваше увлечение рукоделием?

- Я и рисовать люблю, и шить. С детства меня окружали нитки и лоскуты ткани. Мама была заслуженной швеей СССР. Кукол я любила всегда. Они были очень хорошие, у них всегда был комплект одежды - мама его шила. Но я не помогала, хотя могла придумать идею. Это сейчас я делаю пантолончики, платьица. Но не могу сказать, что занималась рукоделием всю жизнь. Несколько лет назад пришла в гости и увидела на кухне хозяев домовенка. Я его после этого искала по всему Рудному, ездила в Костанай. Оказалось, что привезли домового из Белоруссии. Потом попала в гости еще раз. Смотрела, смотрела на него и решила, что попробую сделать сама. Куда мы сейчас без Интернета? Сразу туда, начала искать и нашла мастера Елену Лаврентьеву, она занимается скульптурным текстилем. Я посмотрела мастер-класс и... пропала. Одну ночь сидела, вторую. Сначала, как и у всех, работы расходились по друзьям и знакомым. В Интернете мои работы появились всего 3 месяца назад.

По словам Надежды, однажды она поняла, что хочет сделать куклу сама

- Храните своего первого домового?

- Домовенок до сих пор живой. Сидит, одно ухо здесь, другое - там. Но переделать его никогда не хотелось. Он несуразный такой, но сидит. Мне нравится, когда работы хвалят, это приятно. Но на самом деле мне еще учиться и учиться. Люди, когда видят куклу на витрине, думают: это пластик, лепка. Это приятно, но если в Интернет войти и посмотреть все многообразие техник и работ, то сразу понимаешь, что есть куда расти.

- Есть техника, в которой хотели бы научиться работать?

- Я очень хочу попробовать фарфор. Это дорого. В Рудном и Костанае нет готовых заготовок, материалы придется заказывать. Надо в один момент набраться смелости и все найти. Пока только любуюсь, хотя уже подхожу к этому. У меня уже есть вкладочки, папочки, где я откладываю то, что хотела бы попробовать. Есть техники и работы, на которые лишь смотрю. Они замечательные, но понимаешь, что для меня сейчас они заоблачны. Регулярно просматриваю мастер-классы, иногда покупаю, чтобы совершенствоваться.

- Это работы, для которых нужны особенные материалы, или они очень затратны по финансам?

- Нет. Просто у каждого такие работы есть. Даже у прикладников, которые плетут, разница есть - покрыть лаком корзинку или сплести гарнитур. В каждой технике есть своя мечта. Для меня сейчас это фарфор. Куколка получается с мягким тельцем, а руки, лицо выполнены в технике холодного фарфора. Тело я осилю на своем уровне, дальше будем расти. Я поняла, что вариться в собственном соку нельзя. Постоянно надо что-то искать. Рада, что попала на «Ярмарку мастеров» в Костанае (она прошла в ТЦ «Костанай Плаза» 23-24 декабря - «НГ»). Смотришь на другие изделия, и сразу мысль: «А вот это можно вот так сделать и в этой технике». И это уже совсем другая вещь получается. Считаю, что в ручной работе практически не бывает плагиата. Даже если мы сядем рядом и будем шить из одной ткани, у нас получатся совершенно разные работы.

К Новому году рукодельница изготовила тематических кукол и гномов

- Есть ли трудности с материалами для работы?

- Не могу сказать, что скульптурный текстиль - очень дорогая техника. Естественно, он затратный, но не настолько, как фарфор или гипс. Хотя тратится акрил, а потом еще куклу одеть надо. Чем дороже ткань, тем интереснее куколка смотрится. Сейчас люди любят пощупать, посмотреть. У нас сейчас много отделов с фурнитурой, тканью. Реснички, румяна и волосы сегодня - не проблема. Раньше не было красивой бумаги, тканей. Сейчас, начиная от основы и заканчивая мелкими деталями, все есть, главное - чтобы были финансы. Но можно легко собрать бюджетный вариант.

- Чем вдохновляетесь, кроме Интернета?

- Вдохновляют многие вещи. Бежит какая-нибудь рыжая девочка, смеется. Особенно сейчас, когда пора детских утренников. И думаешь: «Вот бы тебя сделать с этой рыжей копной волос и конопушками». Бывает, вечером идешь, смотришь - красиво фонари горят. Отличный фон для картины, а под фонарем я бы на веточку ангелочка посадила. Все, приходишь домой и начинаешь шить.

- Как относитесь к работе на заказ?

- Очень люблю такую работу. Когда приходят и говорят: «У меня зеленая кухня, а грелку на чайник хочу фиолетовую». И у тебя в голове нестыковка - как это сделать? Я люблю процесс поиска, сразу начинаешь искать варианты, как это обыграть. Когда шьешь сама, вся такая деловая: захотела - сделала, захотела - не сделала. А в работе на заказ стимул в том, что эта работа для кого-то. И человек будет знать, что это делал ты. Бывает, что абсолютно интуитивно попадаешь на одну волну и кукла получается похожа на хозяина. Многие заказывали кукол в подарок, приходили с ней в гости и она была похожа на нового хозяина. Когда начинаешь работать на заказ, можешь взглянуть на работу под другим углом, попробовать новые ткани. Люди у нас сегодня по-хорошему избалованы. Они точно знают, что хотят. Например, вязаную кофточку на домовенка.

- Родные как относятся к увлечению, помогают?

- Терпят, помогают, конечно. Потому что подставки, каркасы, проволока - этим занимаются супруг и сын. Когда только начинала шить, доходило до смешного. Сидишь, что-то упало и раздается: «Руки, где мои руки?» Домашние бежали: что же у мамы с руками случилось? А мама просто уронила деталь. Сейчас все привыкли. Где-то посоветуют, покритикуют. Но я, несмотря на то, что человек мягкий, легко обижаюсь, когда не по-моему. Поэтому часто за советами не хожу.

- Сколько времени уходит на изготовление одной куклы?

- Здесь нет определенного срока. В большинстве случаев все зависит от идеи. Часто бывает, что работа останавливается из-за того, что не можешь подобрать цвет волос или мимику. Вот все есть: и рубашка, и волосы, а лица нет. Я раньше, когда слышала от рукодельниц, что куклы что-то там шепчут, не понимала, смешно было. Но на самом деле ты сидишь и не видишь лица. День сидишь, два, а потом раз - и лицо появилось как-то само собой. Поэтому сроки разные. Можно за сутки сделать, а иногда на месяц откладываешь работу.

Фото Лики НОВИКОВОЙ