Что мешает сегодня практической подготовке студентов вузов?

Евгений ШИБАРШИН

23 октября на расширенном заседании совета Ассоциации выпускников и попечителей Костанайского госуниверситета шла речь о практико-ориентированном обучении. Участие в обсуждении акима Костанайской области, представителя министерства образования и науки, а также предпринимателей говорит об актуальности проблемы. Уровень практической подготовки выпускников вузов все чаще никого не удовлетворяет. Почему после долгих лет реформирования системы высшего образования проблему качественной подготовки специалистов до сих пор не решили?

Специальность получили, а работы нет

Точного критерия для оценки масштаба этой проблемы пока нет. О качестве практической подготовки выпускников вузов чаще слышно от работодателей. Судить о масштабе неудовлетворенности можно было бы, исходя из данных о трудоустройстве выпускников. И вузы такую статистику сейчас ведут. Правда, эти цифры доверия не вызывают.

Выпускники костанайских вузов рассказывают, что частенько администрация учебных заведений угрозой не выдать диплом заставляет предоставить справку о трудоустройстве. Как добыть такую справку, если работы еще нет - каждый выпускник решает сам. В дело идут связи родителей, отношения в организациях, где проходил практику.

Молодежное крыло партии «Нур Отан» недавно проводило в стране акцию «Чистая сессия». Из всех опрошенных 44% утверждают, что по окончании вуза либо их заставляют предоставить такую справку для отчета, либо они слышали о такой практике от других студентов.

По официальной статистике, за последние 5 лет костанайские вузы выпустили около 50 000 человек. Их них более 7 000 обучалось за счет государственных образовательных грантов. По данным вузов, после каждого выпуска трудоустроилось в среднем около 80% бывших студентов. Однако считать этот показатель истинным навряд ли можно по вышеназванной причине.

В разных источниках реальное трудоустройство выпускников казахстанских вузов оценивается в пределах 40-60%. Причем не факт, что все они работают по профессии, полученной в учебном заведении. Ведь даже у грантников, по оценке министерства образования и науки, только около 80% получают работу по профессии.

Устроиться на работу по специальности после вуза не так-то просто. В этом мы убедились, побывав на городской ярмарке вакансий, которая прошла на прошлой неделе в Костанае. Обратили внимание на двух молодых людей, которые ничего подходящего для себя на ярмарке не нашли. Они оказались выпускниками одного из местных учебных заведений, где в 2014 году получили специальность программиста. По их словам, все попытки найти работу пока неудачны. Говорят, некоторые их сокурсники уже ушли в торговлю.

- Наверное, у нас еще не так развита компьютеризация, чтобы программистам можно было найти работу, - подвел итог нашему разговору один из собеседников.

О том, что у нас «развито», а что «не очень», очевидно, можно было судить по перечню специалистов, которых работодатели готовы были «купить» на этой ярмарке вакансий. Из 180 рабочих мест только на 5 требовались профессионалы с высшим образованием. На все остальные - рабочие. Тогда для кого вузы готовили 50 000 специалистов?

Технику нужно «пощупать»

На упомянутом заседании совета Ассоциации выпускников и попечителей КГУ аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ заявил, что потребность в специалистах возрастает в связи с реализацией государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана.

В качестве примера он сослался на дефицит ветеринарных врачей и зоотехников, который сдерживает развитие крупных животноводческих хозяйств в регионе. Без хорошей ветеринарной службы невозможно рассчитывать на разведение высокопроизводительных пород скота и расширение экспортных возможностей этой отрасли. Привел он и пример с местными машиностроителями. Японцы, запуская линию по сборке своего автомобиля, вынуждены были заменить на своих сотрудников весь персонал, занятый в процессе.

Как соединить потребность производства с тем «материалом», который предоставляют учебные заведения? До последнего времени производственники считали, что это забота учебных заведений и государства.

Мы поговорили с недавними выпускниками местных вузов Артуром БОГДАНОВЫМ и Александром АНОХИНЫМ. Они работают по полученной специальности - инженерами релейной защиты и автоматики филиала Сарбайских магистральных электрических сетей АО «KEGOK». На вопрос, что главнее в практической подготовке студента - умелый преподаватель или хорошая материальная база, оба твердо ответили: преподаватель.

- Оборудование на производстве новейшее и в нем быстро можно разобраться, если будет хорошая база знаний, - уточнил Богданов.

В качестве положительного примера назвали доцента КГУ, кандидата технических наук Юрия ГЛАДОВА, благодаря которому, по их оценке, они во многом и смогли овладеть полученной профессией.

А вот сам Юрий Гладов на проблему смотрит шире:

- Если говорить о подготовке инженерных кадров, то студенту нужно не только получить теоретические знания, но и пощупать своими руками технику, которая есть на производстве, поработать на ней в реальных условиях.

Сказать легко, а как эту банальную истину реализовать в жизни, когда в вузах ничего нет, кроме письменных столов и остатков давно устаревшей техники? Ведь будущему энергетику, например, до прихода на производство нужно научиться работать на оборудовании, которое находится под напряжением не только теоретически. В программе обучения практика на производстве предусмотрена, но кто там возьмет на себя ответственность, если у студента нет допуска к реально работающему электрооборудованию?

Сегодня такую формальную практику стали называть «зеленой». Почему? Единственное, что студенту могут доверить, например, на электрической подстанции, так это выкосить траву вокруг мощных электроустановок.

Доцент Гладов до прихода на преподавательскую работу более 30 лет работал в энергосистеме, поэтому прекрасно понимает важность практической подготовки будущих энергетиков. Когда работал в КИнЭУ, построил там полигон с реально действующим электрооборудованием. Придя в КГУ, начал создавать лаборатории. Но вот в чем беда: на все это вузы денег не выделяли.

- Я использовал старые связи с руководителями предприятий, - вспоминает Гладов. - Они безвозмездно передали списанное оборудование. Мы со студентами все это смонтировали, и теперь у них есть возможность (причем под мою личную ответственность) работать на нем в реальных условиях. Эти лаборатории фактически стали тренажерами для будущих инженеров.

Этого оказалось мало. Чтобы студенческая практика на производстве была результативной, будущие энергетики должны иметь вышеупомянутый допуск. Официально установленные стандарты образования этого не предусматривают. Тогда Гладов придумал соревнования между студентами по профессиональным знаниями и навыкам, судит которые комиссия с участием представителей предприятий. Причем задания соответствуют требованиям Единого квалификационного справочника, что дает основания комиссии по итогам соревнований давать необходимые допуски для работы на электроустановках.

В комиссии, кстати, участвовали представители Сарбайских МЭС, куда на практику присылают будущих энергетиков.

- Это очень интересная форма, - сказал «НГ» начальник отдела метрологии измерительной системы филиала Сарбайской МЭС Михаил СОЛДАТОВ. - Мы там сразу может оценить человека и берем себе на заметку.

- Тут проявляется общая заинтересованность, вот мы и сотрудничаем с вузом, - добавил начальник отдела релейной защиты и автоматики филиала Сарбайской МЭС Владимир КОВАЛЕВ.

«Чувствуем себя недоученными»

Увы, преподавателей, подобных Юрию Гладову, в вузах не так много, чтобы ждать подобной инициативы в массовом порядке. Нужны изменения системного характера.

Участники заседания совета Ассоциации выпускников и попечителей КГУ приняли текст обращения, в котором прозвучал тезис о необходимости равной ответственности за практическое обучение студентов со стороны государства, образования и работодателей. Но словосочетание «равная ответственность» демонстрирует лишь принцип. Тем более что и само обращение носит декларативный характер. А для решения проблемы нужны конкретные меры .

Участвующий в заседании совета председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Саят НЮСУПОВ сообщил, что, согласно сделанному анализу, «все университеты страны недофинансировались с точки зрения потребности в современных лабораториях, технологических программах».

- Со следующего года министерство образования и науки планирует инвестировать средства туда, где будут подготовлены кадры, востребованные реальным сектором экономики, - сообщил Нюсупов.

Эти деньги будут получать только государственные учебные заведения. Но и им навряд ли хватит. Если, конечно, параллельно не будут приняты другие меры. Например, налаживание деловых контактов с компаниями, которые заинтересованы продавать вузам производимое ими современное оборудование не по рыночным ценам.

Конкретизации требуют и статусы бакалавра и магистра, которые сегодня присваиваются выпускникам. Именно с точки зрения привязки их к потребностями реального рынка труда. Будет ли это проявляться через растущую самостоятельность вузов в составлении обучающих программ, которую обещает МОН РК, или в чем-то другом - не принципиально. Лишь бы помогло. Пока же выпускники признаются, что, обучаясь 4 года на бакалавра, они как инженеры чувствуют себя недоученными, а магистратура в этом отношении - «напрасно истраченное время».

Ориентироваться «на интерес»

Работодатели пока не высказывают особого желания участвовать в создании вузовских мастерских и лабораторий. Потому и ждать от них в этой сфере «равной ответственности» не реально. Выход в опоре на принцип, о котором говорил производственник Владимир Ковалев: «Все зависит от личного интереса». Верно для всех, начиная от студента и заканчивая работодателем.

В советское время государство растило кадры своими силами. Выпускнику давали статус молодого специалиста, и в течение трех лет производственники из него этого самого специалиста лепили. Под шефством опытных, под защитой закона.

Схема не идеальная, но свои положительные плоды она давала. Сейчас в этом месте образовался провал. Кто в рыночных условиях «залатает» эту дыру - пока не ясно. Вполне возможно, что процесс пойдет по линии «штучной» подготовки специалистов. Кто-то из работодателей будет учить за свой счет (взяв определенные обязательства с выпускника), кто-то сам придет в вуз, найдет перспективного студента и будет помогать ему в наработке практических навыков. Остальные пойдут по пути «общей образованности», поддерживая своим участием рабочие места для преподавателей.

 

Почему реформа образования не решает проблему трудоустройства выпускников вузов?

Тимур ШУКЕНОВ, и. о. руководителя управления по вопросам молодежной политики акимата Костанайской области:

- Такая проблема действительно была и еще есть. Есть объективный фактор - после 5 лет учебы молодые люди должны адаптироваться в новой среде, и не у всех это проходит гладко. Другая проблема - недостатки в обучении практическим навыкам. Сейчас учебные заведения переходят на дуальную систему подготовки специалистов. Новый подход предусматривает вовлечение в обучение работодателей. Нужно время, чтобы получить первые результаты, и тогда этим методом будут пользоваться более широко.

Алексей КУЛИКОВ, председатель ОФ «Перекресток»:

- Трудоустройством выпускников нужно заниматься со второго курса. Здесь должны быть более активны предприниматели. На Западе такой проблемы нет, потому что студенты практическое обучение проходят в компании, в которой будут работать. Студентов нужно обучать и тому, как устраиваться на работу. Например, они должны знать, что за время учебы нужно завести себе трудовую книжку, в которой должны быть записи о работе во время учебы. Выпускник, который имеет трудовой опыт, работодателю предпочтительнее.

Мурат АБЕНОВ, директор Палаты предпринимателей Костанайской области:

- Реформа образования тут ни при чем. В прежние времена подготовка кадров планировалась государством, поэтому там была определенная система. Сейчас набор специальностей, по котором вузы проводят обучение, нуждается в приведении в соответствие с единым классификатором специальностей. Готовят по профессиям без учета реальной потребности рынка труда, поэтому по отдельным специальностям происходит перепроизводство. Что затрудняет трудоустройство выпускников. Нужно менять и профориентацию. Зачем сразу поступать в вуз? Вначале можно окончить колледж, немного поработать по полученной профессии и потом идти на заочное отделение в вуз. Приобретается трудовой опыт, что позволяет более успешно двигаться по карьерной лестнице.

Александр ПЫЛЬСКИЙ, директор по общим вопросам АО «Баян Сулу»:

- Если выпускник хорошо подготовлен, очень ответственен, то почему бы его не взять на работу? Проблемы нет. Тут многое зависит от самого человека. Студент должен понять, что рассчитывать на преподавателя нужно, но в конечном счете нужно рассчитывать только на свои силы. Некоторые из них приучились к тому, что все можно купить. Они не понимают, что на производстве нужны те, кто «пашет». В этом смысле очень продуктивно направлять на учебу своих работников. Например, мы за 8 лет обучили 44 человека.

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор КИнЭУ, доктор экономических наук:

- Пример нашего университета говорит, что легче всех трудоустраиваются те выпускники, которые проходили всю практику на одном предприятии. Уже перед защитой диплома у них есть приглашение на работу. Что касается тех, кому не удалось устроиться, причины могут быть разные. Начиная от их личных бытовых проблем, кончая обычной безответственностью при выборе специальности. Многое зависит от работодателя. Там, где понимают, что сейчас готовых специалистов молодого возраста найти практически невозможно, заранее налаживают связь с учебным заведением.