Машина акима дорого стоила продавцу

Галина ПЕТРЕНКО

Суд второй инстанции признал костанайское ТОО «Тобол моторс» участником картеля

В прошлом году антимонопольная служба обвинила два ТОО - карагандинское «Ишим моторс» и костанайское «Тобол моторс» - в том, что, участвуя в госзакупках, они друг для друга номинально выполняли роль «альтернативного поставщика». Информация о возможной игре в поддавки всплыла после того, как антимонопольщики проверили покупку в феврале 2017 года служебного автомобиля Toyota Land Cruiser 200 комплектации «престиж» за 25,9 млн тенге (с НДС) для тогдашнего акима Денисовского района Ерлана Жаманова. Проверили и узрели антиконкурентные действия.

С ноября 2017 года ТОО «Тобол моторс» пыталось доказать свою правоту в судах

Три факта на двоих

Аппарат акима прикупил авто, как положено, на условиях конкурса. Но когда это у нас было гарантией того, что все законно и правильно? Выступая в качестве свидетеля в Административном суде в январе сего года, специалист отдела расследований областного департамента КРЕМЗК Султан НУРГАЛИЕВ, например, сообщал, что техспецификация, подготовленная организаторами конкурса, была «подогнана» именно под такое авто, как было куплено. И вообще, с претензиями антимонопольного ведомства государевы люди согласились, грех признали и смиренно отписались, что больше такого не повторится.

А вот частной компании - победителю торгов - пришлось отвечать по-другому.

Карагандинское и костанайское ТОО были обвинены в том, что действовали на условиях картельного сговора. Когда торги в Костанае, максимальную цену предлагают карагандинцы, наши ее снижают и выигрывают поставку. В Караганде - наоборот. Три факта на двоих стали поводом для судебных разбирательств и там, и там.

Антимонопольная служба настаивала на том, что «Ишим» и «Тобол», предоставляя друг другу возможность побеждать, целенаправленно отказывались от конкурентной борьбы, а значит, и цены на дорогие машины, покупаемые за бюджетные деньги, снижались на конкурсах минимально. Причина такого взаимодействия находящихся в разных городах поставщиков -  аффилированность. По информации, прозвучавшей в суде, именно у этих двух среди прочих дилеров «Тойоты» были общие учредители.

Штраф и нофискация

Костанайское товарищество твердо придерживалось позиции, что никаких антиконкурентных действий себе не позволяло, участником картельного соглашения не является, на результат торгов влиять не могло, ибо их не организует, участвовать в них имели возможность не только карагандинцы, но любые другие поставщики «крузеров». Кроме того, антимонопольное ведомство не доказало, что участие в картельном соглашении имело для ТОО экономический смысл.

Еще один довод - вред никому не нанесен, аппарат акима в суд не обращался... И то правда, зачем? Бюджет все стерпит, даже 26 млн на крутую тачку для главы района. Главное - заложены же деньги на это, дисциплина финансовая соблюдена.  

ТОО «Тобол моторс» защищалось последовательно. Сначала пыталось через экономический суд признать незаконным и отменить приказ и предписание антимонопольного ведомства касательно денисовской закупки. Но проиграло. Затем, уже в феврале этого года, не доказало свою правоту в Административном суде. Свою роль, кстати, наверняка сыграл тот факт, что карагандинские коллеги  Фемидой были наказаны.

1 февраля судья Специализированного административного суда Костаная Азамат Айткужинов постановил привлечь ТОО «Тобол моторс» к административной ответственности и подвергнуть взысканию в виде штрафа в размере 3% от дохода (выручки) и конфискации монопольного дохода. Назначенный штраф был рассчитан в сумме 1 043 616 тенге, а монопольный доход - 2 126 413 тенге.

Доводы не приняты

ТОО обжаловало постановление. Просило апелляционную коллегию областного суда постановление Административного суда отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Указывало, что судом предыдущей инстанции была принята в качестве чуть ли не единственного доказательства переписка между руководителями отделов продаж ТОО «Тобол моторс» и ТОО «Ишим моторс». Еще на предыдущем процессе юридический представитель компании настаивала на том, что сама по себе переписка сотрудников не может подтверждать наличие картельного соглашения между компаниями. Кроме того, в жалобе говорилось, что неверно произведен расчет дохода (выручки), полученного в результате монополистической деятельности.

Коллегия не приняла доводы жалобы об отсутствии доказательств. В постановлении от 3 марта говорится о том, что «ТОО информировали друг друга о необходимости участия в том или ином закупе, а также прослеживается, что при обмене информацией второй участник участвовал в закупе... являясь не конкурентом, а выполняя роль номинального альтернативного поставщика... Такие действия являются отказом от конкурентной борьбы каждого из ТОО, повлекшим признание каждого из них победителем торгов с минимальным снижением от начальной суммы закупа, что в силу пункта 2 части 1 статьи 169 Предпринимательского кодекса РК признается картелем, горизонтальные соглашения между субъектами рынка запрещены... Суд полностью исследовал и правильно оценил представленные доказательства. Вина ТОО подтверждается материалами административного дела.

Однако частично постановление Административного суда было изменено. Председательствующая на коллегии судья Гульманат Артыкбаева согласилась с тем, что при назначении суммы штрафа нужно рассчитать за минусом НДС. В итоге штраф стал равен 931 800 тенге, то есть на 100 с лишним тысяч меньше. Но был скорректирован и расчет монопольного дохода. «Размер монопольного дохода, указанный в протоколе и предоставленный самим ТОО, неверен», - делает вывод коллегия. В результате сумма монопольного дохода увеличилась до 2 482 551 тенге. Таким образом, продажа автомобиля госоргану, который отделался легким испугом, частной компании обошлась весьма недешево.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА