Сакральному - свое время и место

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Костанаец Владимир Файль - об участии в экспедиции по Костанайской области

Иногда, чтобы подпитаться новыми впечатлениями, вовсе не обязательно пересекать границы, океаны и часовые пояса. Путешествовать можно и рядом с домом. Например, махнуть в экспедицию по сакральным местам Костанайской области и узнать, что такое татырское сражение (не путать с татарским!), найти прямо под ногами скребок, которому больше 5 000 лет, познакомиться с людьми удивительной душевной широты, вкусить прелесть дорожной и бездорожной романтики... Именно так и поступил костанаец Владимир ФАЙЛЬ, открыв для себя заново то место, в котором он прожил всю жизнь.

Владимир Файль (слева): «Я всю жизнь жил в Казахстане и по-настоящему его не знал»

Тяга к сакральному - последний казахстанский тренд. По всей стране люди наматывают тысячи километров, собирая информацию об исторических и культурных памятниках и составляя карты для тех, кто захочет в одиночку повторить этот путь. Чтобы не заблудились и географически, и исторически в своих знаниях... Потому что оба этих предмета многие из нас в последний раз учили только в школе.

С такой же благой целью - нанести на интерактивную карту 30 наших сакральных мест - в путешествие отправились представители костанайской экспедиции, в состав которой вошли журналисты, блогеры, представители НПО и чиновники.

Итак, точка отсчета - Костанай, 11 октября, 6 утра. Уже через несколько часов «ГАЗель» с участниками экспедиции тряслась по степи, игнорируя асфальтированные и проселочные дороги. Они не везде есть, а даже если и номинально присутствуют, степь, заровненная ветрами, бывает предпочтительнее. Джангельдинский район...

- Было сурово, - вспоминает Владимир. - Например, на второй день мы ехали 70 километров по степи туда и столько же обратно, чтобы посмотреть на 2 плиты с надписью «1916». Это дата сражения у озера Татыр, в котором победили восставшие казахи под предводительством Амангельды Иманова...

В том же Джангельдинском районе, недалеко от села Акколь, находится могила родственников Ахмета Байтурсынова - отца и двух его братьев. Если не знаешь, что это исторический памятник, нипочем не догадаешься - время почти стерло кирпичное сооружение. Так же, как и домик, в котором родился Байтурсынов. От него остался только фундамент. Стены местные жители возвели сами, чтобы совсем не потерять памятник истории. Но больше всего Владимира поразили не постройки, которым больше сотни лет, а человек - прямой потомок Ахмета Байтурсынова - Абдысалык Жаксалыков.

Потомок Ахмета Байтурсынова Абдысалык Жаксалыков

- Седой аксакал благородной внешности, - описывает его Владимир. - Человек фактурный, харизматичный, с чуть ли не дикторской речью. Он не только рассказывал о своем предке, но и пел нам песни. Было очень интересно. За эту поездку я узнал об истории области гораздо больше, чем за все годы учебы в школе и университете. Я даже выучил историю жизни Бадрисафы - жены Ахмета Байтурсынова. При рождении она получила имя Александра, была русской, но встретила будущего мужа и ради него приняла ислам. После того как Байтурсынова отправили в сталинские лагеря, ее прятали. По одной из версий, она прожила последние дни в поселке Каскат Мендыкаринского района.

Возле мемориальной стелы Бадрисафе местные школьники рассказали участникам экспедиции историю ее жизни

В семи километрах от этого поселка находится мемориальная стела Бадрисафе, которую в 2012 году выстроили местные жители. И вот еще одно открытие - люди из глубинки, где не ловит мобильная связь, а вокруг - только степь, обладают душой шириной в эту самую степь. Они с легкостью отдадут потом заработанные деньги на увековечивание земляков и зарежут последнего барана, чтобы накормить гостя.

- Приехали в поселок Уштогай, - делится воспоминаниями Владимир. - Прямо скажем, люди живут небогато, но дастархан так накрыли, что он ломился. Приготовили настоящий бешбармак, дали нам голову барана как самым почетным гостям. И вся эта атмосфера... Всю жизнь живу в Казахстане и никогда не видел настоящего Казахстана. И потом, где бы мы ни ездили, нас везде звали «на чай», который подразумевал целое застолье.

Сплотились для восстановления своей достопримечательности и жители с. Пресногорьковка. Свято-Никольская церковь была построена еще в 1799 году. Возраст более чем почтенный, особенно если учесть нелегкую судьбу храма. В разные годы его использовали под склад, пожарную часть, сельский клуб... К 21-му веку церковь пришла в такое плачевное состояние, что местные жители забили в колокола. Конечно, в переносном смысле, потому что колокольня была разрушена еще в 1956 году. И власти услышали пресногорьковцев - в 2005 году храм отреставрировали. Правда, на колокольню то ли денег не хватило, то ли про нее просто забыли... За ее восстановление рьяно взялся иерей Свято-Никольской церкви Евгений Елагин.

Свято-Никольская церковь в Пресногорьковке была построена в 1799 году

- Это потрясающий человек, - говорит Владимир. - Он пользуются в селе огромным уважением. Именно он призвал людей своими силами восстановить колокольню. А это очень тяжело. Поселок находится в 80 километрах от райцентра - дорог нет, рядом крупных населенных пунктов нет. Даже песок для строительства привезти - это уже большая проблема. Выливается все это в огромные суммы.

Пресногорьковцы помогают кто чем может. Кто - деньгами, а кто - умелыми руками. Работа по восстановлению колокольни, хоть и медленно, но продвигается.

А какая в Свято-Никольской церкви атмосфера! Освещение - свечное, отопление - печное. Время хоть и наложило на храм свою разрушительную печать, а особый налет старины остался...

Для жителей села Комаровка в Денисовском районе приезд экспедиции стал настоящим событием. И не потому что здесь редко бывают гости. А потому что от интереса к их местной реликвии зависит будущее поселка, который переживает не лучшие времена - работы нет, от больницы остались лишь стены. Зато у комаровцев есть «Казахстанский Аркаим» или «Аркаим-2» - аналог известного российского поселения эпохи бронзы. Жители Комаровки верят, что когда-нибудь и к ним устремятся потоки туристов. А это значит, что будет работа, у села откроется второе дыхание.

Пока же уникальный памятник истории представляет собой нечто невразумительное. Бродя по окрестностям поселка, можно запросто наступить на какую-нибудь древность. Владимир, например, нашел осколок камня. Повертел удивленно в руках, хотел выбросить. Местный житель объяснил, что это орудие наших потомков, которому несколько тысяч лет. Все самое интересное, что нашли на поверхности, уже находится в музее Комаровки. Все остальное - в земле. Чтобы обнажить древнее поселение, нужны огромные деньги. Это уже местным жителям не под силу, нужны финансовые вливания от государства.

По совести и всех остальных сельчан, которые по копеечке собирали на восстановление истории Казахстана, должно было заменить государство. Но есть надежда, что все изменится. После республиканской экспедиции, которая шла буквально по следам нашей, в национальный список сакральных объектов включили: мавзолей Кейки батыра, памятник на захоронении Амангельды Иманова, мавзолей Ибрая Алтынсарина, памятники раннего периода «Екидин», мавзолей М. Дулатова, торгайские геоглифы, археологический памятник «Аркаим-2», мавзолей Барака батыра и Жауке батыра. И это еще не все, обещают, что список будет пополняться. И еще обещают, что на реставрацию объектов, вошедших в него, будут выделяться деньги. А это значит, что жители Комаровки не зря надеются...

Фото Владимира ФАЙЛЯ