Коллекционер. История одного байкера

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Что делают мотоциклисты в Костанае, когда сезон закрыт и зима уже близко

«Вам на какой возраст? - интересуется продавщица магазина игрушек, вертя в руках миниатюрный мотоцикл. - А то вещь хрупкая, детали мелкие...» - «На 33 годика», - широко улыбаясь, говорит бородатый человек и бережно прячет коробку за пазуху.

Придя домой, Алексей МАЦАРИН поставит новичка на полку и будет сдувать с него пылинки. Как со всех остальных 130 моделей мотоциклов, купленных здесь и приехавших из России, Франции, Канады, Америки и Китая...

Алексей - байкер. Он любит мотоциклы и в этом он - многолюб. В гараже у него Honda X4 в натуральную величину, дома - чопперы, спортивные, кроссовые мотоциклы, круизеры и кастомы масштабом 1:18. Преобладают Harley-Davidson. Это слабость Алексея и гордость его коллекции. Самой большой, кстати, в Костанае.

А появилась она 6 лет назад. С подачи друга Димы - верного спутника во всех «дальняках» (так мотоциклисты называют поездки на расстояния от 1 000 км) и такого же фаната двух колес.

- Я искал модели для Димы и решил прикупить себе два - так, для интерьера, - вспоминает Алексей. - Приобрел Yamaha и кастом-чоппер. Где два, там и три. И понеслось...

Видимо, в придачу к первым мотоциклам шли азарт и особая коллекционерская жадность. Для начала Алексей скупил все понравившиеся экземпляры в своем городе и во всех, где периодически бывал. Магазины игрушек - та достопримечательность, которую он посещал в первую очередь. И редко выходил оттуда с пустыми руками.

Потом пошел по друзьям. Почти у всех были по одному-два мотоцикла нужного масштаба. Со временем все они перекочевали в коллекцию Алексея.

- Им будет у меня хорошо, - говорил Алексей, выцыганивая у друга очередную модельку.

Когда в радиусе нескольких сот километров не осталось ни одной новой модели, поиски переместились в Интернет. Несколько лет назад он наткнулся на уникальные кастомы: Jesse James, Orange County Choppers и Arlen Ness. Чтобы вы понимали, это «роллс-ройсы» среди моделек мотоциклов. Такие же прекрасные и недосягаемые. Не только из-за цены, но и из-за почтово-бюрократических проволочек.

Три кастома Arlen Ness привезли в Костанай из США

- Они продавались на аукционе у частного американского коллекционера, - рассказывает Алексей. - Доставки в Казахстан не было. Но, так как мне они были позарез нужны, я нашел способ привезти их - через друга Сергея, у которого сестра живет в США. Они стали элитой коллекции. Так же, как и скутер Peugeot, прикативший из Франции. Есть наборы, которые я заказывал из Канады, Китая... Главное их преимущество - супердетализация, не говоря уже об эстетике. У них видны тросы, аккумуляторы, в фарах - настоящие стекла. Плюс аэрография.

Скутер Peugeot - из Франции

Были случаи, когда Алексей натыкался на эксклюзивные «игрушки» на небольших российских заправках. Но самая удивительная история произошла с Yamaha V-Max. Коллекционер долго гонялся за этой моделью - редкая штучка, ее перестали выпускать несколько лет назад. И вдруг в гостях у бабушки жены, рассеянно перебирая игрушки для дочери, наткнулся на ту самую. Бабушка, вынянчившая многих детей, так и не смогла вспомнить, откуда у нее мотоцикл... Несмотря на множество любопытных маленьких ручонок, через которые прошел V-Max, он оказался в отличном состоянии.

- Самая большая опасность для коллекции - это дети, которые приходят в гости, - смеется Алексей. - Но, во-первых, полки с мотоциклами висят у меня высоко, а во-вторых, я специально завел несколько экземпляров, которые не жалко. И маленьким гостям не обидно, и коллекция в целости и сохранности.

На самой высокой полке, почти под потолком (от греха подальше), стоят легендарные красавцы «харлеи». К ним особое отношение - это не просто бренд, а целый культ... В общем, мотоциклисты поймут. У Алексея - практически весь модельный ряд, начиная с копий байков выпуска начала 1900-х годов (вернее, даже не байков, а велосипедов с моторчиками) и заканчивая теми, что сошли с конвейера в последние годы.

Так выглядели самые первые "харлеи" в начале 20-го века

Сейчас, когда количество моделей перевалило хорошо за 100, коллекция притормозила. Доллар подскочил, да и упор теперь не на количество, а на качество.

- У каждой модели - свой тираж, - объясняет Алексей. - Когда ее перестают выпускать, цена из года в год возрастает. Она может достигнуть $100. Когда распродают частные коллекции, бывает, один редкий экземпляр стоит больше, чем все остальные вместе взятые. Мне тоже не один раз предлагали продать коллекцию, но рука не поднимается.

Модели мотоциклов "Ява" найти в продаже очень сложно

Когда Алексея спрашивают, в чем же конечный смысл его собирательства, он отвечает так:

- Это моя личная зимняя сублимация. Холодными вечерами, когда мотоцикл скучает в гараже, а я дома, просто смотрю на полки.

Зима близко...

Эта модель BMW была создана специально для полиции

Легендарный итальянский Vespa - классика среди скутеров

Honda Gold Wing - ярчайший представитель туристических мотоциклов

Фото Николая СОЛОВЬЕВА