Слово и мы

Юрий БОНДАРЕНКО

Эти короткие заметки - не просто отклик на посвященную памяти Евгения Евтушенко емкую и теплую статью Аркадия Денисова «Последний из шестидесятников» («НГ» № 14 от 6.04.2017 г.), но и размышления о художественном слове в нашей жизни. Размышления эти неотделимы от сегодняшней боли, насущных проблем и от того, что при всех этих проблемах у нас делается.

Уже на следующий день после этой публикации в «Литературной гостиной» областной библиотеки им. Толстого прошла встреча, которая органически соединила поклонение памяти поэта и скромное, но живое чествование наших земляков Акылбека Шаяхмета и Александры Сусловой, только что ставших лауреатами премии Клуба меценатов. Даже в таком небольшом зале оказалось немало людей, которые не просто любят поэзию, но и встречались непосредственно с Евтушенко. Да и в тех, кто не встречался с поэтом, многие его строчки вросли так, что звучали искренне, словно написаны вчера и для нас.

Замечательным было, что и у нас есть те, кем мы могли бы сегодня гордиться. Не буду сравнивать и говорить о чьем-то величии и вечности - «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Но подобно тому, как Евтушенко был для России «больше, чем поэт», так и лучшие из наших авторов - не просто пахари на ниве слова, а частица нашей жизни. И как это здорово, когда где-то о нас с вами узнают по творчеству земляков, а не по новостям из мира абсурда.

Но эти заметки набросаны не для очередного славословия. Повторюсь, у нас свои боли и проблемы. Ушел из жизни Владимир Растегин, многолетний руководитель поэтического клуба «Ковчег» и редактор журнала «Берега». Был он человеком, о котором спорят, и тут не надо лакировки. Но при всех спорах Растегин буквально жил своим делом. И сейчас одна из главнейших задач - сохранить журнал и поэтический клуб вместе с конкурсами, которые подстегивали и молодых, и маститых авторов.

Однако при этом перед нами встают и очень серьезные и болезненные вопросы. И главный из них: а что мы вправе называть стихами и художественным словом вообще? Думаю, что одна из наших болезней - это утрата критериев и чувства дистанции, без которого подошедший к подножию уже чувствует себя на вершине, а только-только прикоснувшийся к художественному слову и срифмовавший горстку строк - поэтом. Понятно, что при этом постоянно слышишь разговоры о публикации, в то время как надо не об этом думать, а учиться вживаться в слово и пристальнее вглядываться в жизнь. Ведь без умения видеть, слышать, сопереживать и лично глубоко чувствовать не может быть ни поэта, ни просто литератора.

Так, Евтушенко был из тех, кто ощущал вкус слова. Но он, наверное, не первый и уж явно не уникален среди тех, кто мог, да и по сей день может балансировать на канатах туго натянутых строк. Он был явлением в жизни страны. Неоднозначным, но явлением. Самое главное - ему было что сказать. У него было то, казалось бы, простое качество, которого недостает многим из тех, кто вроде бы и владеет словом, а сказать-то особенно и нечего, как в парадоксально горьком евтушенковском стихотворении «Граждане, послушайте меня!».

Хотя, конечно, и публикации нужны. И их финансовая поддержка тоже. А тут, к сожалению, тоже далеко не все гладко. Достаточно напомнить, сколько месяцев зависает практически собранный очередной выпуск альманаха «Тобольские напевы». Тут уж, я глубоко убежден, должны быть такие «брендовые» издания, которые нуждаются в очень скромной, но своевременной поддержке и меценатов, и областного руководства.