В качестве компенсации «Гульнар тур» предлагает костанайским туристам новые даты отдыха

Костанайские туристы провели в аэропорту без еды и отдыха сутки

Ольга ГОРАЙ

20 июня после экстренной посадки чартерного рейса Костанай - Анталия 75 туристов из 127 отказались от полета и написали заявления в «Гульнар тур», чтобы им возместили деньги за путевки. Туроператор в качестве альтернативы предлагает новые даты с вылетом из Костаная либо из Астаны. Лишь некоторые согласились лететь из Костаная 29 июня на том же «Эйрбасе-320». Большинство решило отправиться на отдых 26 июня из Астаны. Часть по-прежнему требует вернуть им деньги.

С деньгами, очевидно, будет сложнее всего. Руководство «Гульнар тур» заявляет, что на борту произошел лишь компьютерный сбой и ничего не угрожало безопасности пассажиров. Туристы, перенесшие стресс, категорически с этим не согласны. И считают, что самолет, за который никто не несет ответственности, не должен летать на территории РК.

С места событий

- Мы купили путевку в Турцию через «Гульнар тур» на 14 июня, - рассказала корреспондентам «НГ» Светлана АЛИЕВА. - Я собиралась лететь с двумя детьми. За неделю до вылета нас предупредили, что дата вылета перенесена на 19 июня на 5.00. 18 июня нам из агентства позвонили и сказали, что вылет в 9.00, потом перенесли на 21.00, потом на 23.00, окончательный вариант на 5.00 20 июня. В 2.00 мы приехали в аэропорт, прошли регистрацию, сели в самолет, взлетели и... нас начало трясти. Мы сидели близко к кабине пилотов. Капитан вызвал стюардессу. Когда она вышла, мы увидели, что она перепугана. Девушка села, пристегнулась. В самолете всех охватил страх. Самолет резко начал снижаться и совершил жесткую посадку. В самолете началось задымление. Одной женщине стало плохо. Все начали возмущаться, и только после этого дверь открыли.

Уже в аэропорту туристы пытались связаться с туроператором и прояснить ситуацию. Они потребовали от представителей «Гульнар тур» документы о том, что самолет неисправен.

- Нам сказали, что самолет в порядке, что были неполадки с навигационной системой, - рассказала Светлана ШУРУНОВА. - Их сейчас исправят, и самолет будут готовить к вылету. Если это только неполадки с навигацией, то почему задымление на борту было? У меня подруга стала задыхаться, упала в обморок, ее на «скорой» увезли. И после этого нам говорят, что самолет исправный и никакого задымления нет?!

Опасаясь за свою жизнь, 75 пассажиров отказались лететь на этом самолете. А «Эйрбас-320» все же получил разрешение на вылет, и 21 июня, в 00.05, улетел в Анталию с 52 пассажирами на борту.

- Пассажирам, которые не полетели, мы предложили новые даты, - пояснила менеджер костанайского филиала «Гульнар тур» Жулдыз КУМАРОВА. - Часть согласилась лететь 29 июня из Костаная. Часть вылетит 26 июня из Астаны. С остальными вопрос решается. Сколько конкретно человек отказались от переноса даты сказать пока не могу.

Корреспонденты «НГ» связались с туристами.

- Мы категорически отказались лететь на этом же самолете, и нам предложили вариант вылета из Астаны, - говорит Алиева. - Нас 6 человек, мы едем в Астану и 26 оттуда вылетим в Анталию. Нам предоставили отель 5 звезд, но пришлось доплатить за номер $104. А чартерный самолет из Костаная надо запретить. Нельзя так рисковать жизнями людей.

Не безопасен для полетов

- Произошел компьютерный сбой, и чтобы запустить навигацию, необходимо было перезагрузить бортовой компьютер, - пояснила заместитель генерального директора «Гульнар тур» Анна ИСМАИЛОВА . - Перезагрузить его можно только на земле, поэтому самолет посадили. Он был готов к вылету уже через 50 минут.

Экстренная посадка в Костанае - это уже не первый сбой в работе «Эйрбаса-320» с регистрационным номером EX-32004. Костанайцы, прилетевшие на нем 19 июня в 3.00 из Анталии, тоже возмущены сервисом «Гульнар тур» и рады, что вернулись живыми и здоровыми.

- Мы летали в Турцию семьей - 5 человек, из них трое детей, 5, 7 и 12 лет, - рассказала «НГ» Людмила МИХАЙЛОВСКАЯ. - В Турции в аэропорту нам пришлось прождать 8 часов без какой-либо информации. Представитель «Гульнар тур» даже не появился в аэропорту. Люди сидели без еды, без воды. У кого оставались деньги - те покупали это за свой счет. На табло в какой-то момент появилась информация, что самолет прилетит не в Костанай, а в Алматы. Все были в шоке. Когда нас привезли к самолету, мы минут десять стояли на трапе. А в это время техник что-то делал под самолетом. Потом мы около часа ждали взлета в салоне. Нам объявили, что задержка произошла из-за административных проблем, хотя мы все уверены были, что проблемы технические. А при посадке в Костанае все так скрипело, что все были напуганы.

Но и эту задержку в «Гульнар тур» объяснило форс-мажорными обстоятельствами.

- Задержка на 8 часов в Анталии произошла из-за предыдущих задержек, - прокомментировала Кумарова. - Самолет попал в грозу и повредил лобовое стекло. На ремонт потребовалось 2 дня. Из-за этого сдвинулся график полетов. Самолет прилетел в Турцию и сразу же должен был вылететь в Костанай. Экипажу было дано 8 часов на отдых, поэтому костанайцев на 8 часов задержали в Анталии. Но с самолетом никаких проблем не было.

Ответственных нет

Фокус в том, что «Гульнар тур» не может заменить борт, даже если бы и захотел. EX-32004 - единственный самолет, который совершает чартерные рейсы в Анталию из регионов Казахстана. У туроператора договор с казахстанской авиакомпанией Jet Airlines. А Jet Airlines, в свою очередь, лайнером тоже не владеет. Она взяла его в так называемый «мокрый» лизинг у кыргызской авиакомпании «S. Group International».

- Так как казахстанское законодательство требует выполнять чартерные рейсы на самолетах предоставленных казахстанскими авиакомпаниями, - рассказал «НГ» генеральный директор авиакомпании Jet Airlines Абдулатип ИСАЕВ. - «Гульнар тур» обратилась к нам с просьбой заключить договор с киргизской авиакомпанией на «мокрый» лизинг. То есть все техническое обслуживание самолета и экипаж предоставляет кыргызская сторона. Фактически самолет арендовал «Гульнар тур», мы лишь заключили договор и предоставили им свою концепцию флага, то есть свои позывные.

Что интересно, туроператор предпочитает обходить особо щекотливые моменты с арендой самолета.

- Самолет, на котором мы осуществляем перевозки, новый. Это самолет австрийского производства и принадлежит казахстанской авиакомпании Jet Airlines, - заявила нам заместитель генерального директора «Гульнар тур» Анна ИСМАИЛОВА в понедельник. - Он прошел весь необходимый технический осмотр. Самолет допущен к полетам и продолжит летать из регионов Казахстана в Турцию.

Прошерстив Интернет, мы обнаружили, что действительно 7 июня, совершая полет по маршруту Алматы - Бодрум - Анталия, «Эйрбас-320» попал в полосу града. Но при этом журналист Геннадий Бендицкий в своем материале пишет, что борт получил довольно серьезные повреждения носового обтекателя, хвостового стабилизатора и лобовых стекол кабины экипажа. На устранение полученных повреждений ушло 7-8 дней. Бендицкий называет «Эйрбас-320» гастарбайтером, как раз по причине «мокрого» лизинга. Авиакомпания Jet Airlines была обязана провести дополнительную сертификацию самолета, проверку специально созданной комиссии Комитета гражданской авиации РК. По словам Бендицкого, судно проверку не прошло, но одним росчерком пера председателя комитета гражданской авиации РК Бекена Сейдахметова было допущено к полетам. И теперь перевозит туристов.

Генеральный директор авиакомпании Jet Airlines Абдулатип ИСАЕВ заявил нам, что все необходимые проверки самолет прошел:

- Самолет зарегистрирован на кыргызскую авиакомпанию, но его техническим сопровождением занимается турецкая компания. Экипаж иностранный и высококвалифицированный. По законодательству РК «мокрая» аренда разрешена. Но прежде, чем допустить самолет к полетам, Комитет гражданской авиации запросил все необходимые документы и провел проверку. Самолет в отличном состоянии. Ему примерно 15 лет - это нормальный срок службы для самолетов.

По данным «НГ», самолету 22 года. Кроме того, руководство Jet Airlines заявляет, что самолет безопасен для полетов, но в то же время они ответственность на себя не берут.

- Самолет обслуживаем не мы, - говорит Исаев. - И отдавая борт в «мокрую» аренду, авиационные власти Киргизии предоставили документ, согласно которому, если с самолетом что-то случится, они будут нести за него полную ответственность.

Руководитель управления взлетной эксплуатации Комитета гражданской авиации Берик АСАНОВ также заявил в СМИ, что «в случае чего спрашивать будем с кыргызской стороны, ведь самолет принадлежит им».

Интересная ситуация получается: официально самолет представляет казахстанская авиакомпания, разрешения на полет дает Комитет гражданской авиации, туристов оправляет казахстанский туроператор, самолетом управляют турки, а за все будет отвечать кыргызская авиакомпания S. Group International, информацию о которой найти даже в Интернете практически невозможно. Зато сайт www.ferghana.ru еще в 2008 году опубликовал «черный список» авиакомпаний, чьи полеты в воздушном пространстве Европейского союза запрещены из-за несоответствий европейским нормам безопасности. И среди них значится «S. Group International».

Видео из аэропорта Костаная от 20 июня: