Социальная защита по-казахстански

Вспомним, как принимался Закон «О пенсионном обеспечении» в 1997 году, когда министром труда и соцзащиты была Наталья Коржова. Этим законом с 1998 года повышался пенсионный возраст населению на 3 года, вводилась система пенсионных накоплений. Министерство в качестве обоснования приводило примеры большинства стран мира с более высоким пенсионным возрастом. Но никто не интересовался социальным положением казахстанцев. Согласно итогам переписи населения 1999 года, в стране проживало 563 000 мужчин в возрасте 60-64 года и женщин в возрасте 55-59 лет. Как раз они и попали под действие реформы. Так вот, 511 000 из них (91%), по данным переписи, не имели средств к существованию - то есть ни работы, ни пособий по безработице, которые до этого были отменены.

Я показывал итоги переписи депутату мажилиса Евгению Аману, участвовавшему в принятии этого закона. Спросил, почему депутаты не изучили социальное положение людей, чью судьбу они решали. Он ответил, что занимается другими вопросами. На вопрос, почему он лично голосовал за принятие закона, ответа не последовало.

Что касается более высокого возраста выхода на пенсию во многих странах, это действительно так. Но там люди, потерявшие работу до 65-летнего возраста и ищущие работу, получают пособие по безработице. Это соответствует Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 года, которая в Казахстане не ратифицирована. В ст. 25 записано: «Каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы». Никто не замечает, что в 115 странах мира пенсионеры живут до 75-80 лет, а в Казахстане - только до 63,5 лет (данные 1997 года). Так что желание наших реформаторов повысить возраст выхода на пенсию похоже на цель избавиться от людей, доживающих до пенсии.

Это подтверждается решением о поэтапном увеличении пенсионного возраста женщинам до 63 лет с 1 января 2018 года к 1 января 2027 года. Как известно, парламентарии предлагали ввести этот закон с 2014 года. Обоснованием чаще всего называли заботу о том, чтобы женщины успели создать пенсионные накопления. Как и 15 лет назад, никто не поинтересовался социальным положением этой категории. Возьмем, к примеру, работающего человека предпенсионного возраста с зарплатой 40 000 тенге в месяц (что бывает далеко не у всех в этом возрасте). При продолжении работы вместо ухода на пенсию накопления за год составят 48 000 тенге, за 5 лет - 240 тысяч тенге. Если этот человек проживет еще 8 лет, то будет получать прибавку в размере около 2 500 тенге в месяц.

Наши реформаторы, не способные принимать меры по повышению эффективности экономики, без раздумий нашли источник для «латания дыр в бюджете» за счет лишения людей единственных источников средств существования - ожидаемых пенсий.

Кроме того, реформаторы уже полтора десятка лет не видят того, что сотни тысяч безработных не получают пособий по безработице. Это 430 000 безработных, не зарегистрированных в службах занятости, и около 800 000 так называемых самозанятых.

Мы с вами якобы косвенно делегируем свою власть слугам народа, а вот как лишить их этой власти, даже косвенно - неизвестно. Остается не подвергать сомнению народную мудрость, что «сытый голодного не разумеет».

Геннадий КУЗНЕЦОВ, пенсионер, п. Мичурино, Костанайский р-н