Рубрики газеты
Форум
Гога
"Украли и пол, и стены" - дачное воровство приобретает невиданные размеры в Костанае
Добринцофф я имел ввиду соввремя.
22.04.19 01:01
Victor Yang
Создать ЕНПФ было ошибкой - Жамишев
Мишаня: Живёте с тенге, уходите от стереотипа зелени. Тратите же в тенге тоже? Ну да - в тенге. Только товаров, изготовленных 100% на тенге, практически нет - разве что хлебобулочная продукция -...
22.04.19 00:07
лимон
Казахстанца, провозившего в багажнике 6 автоматов Калашникова и магазины к ним, задержали на Кайраке
фигасе 26-летний коллекционер :-o
22.04.19 00:04
лимон
"Украли и пол, и стены" - дачное воровство приобретает невиданные размеры в Костанае
палка о двух концах, если домик цивильный и обжитый, ну позаботься о его защите. неужели никто на этой улице не живет? у нас в обществе улицы на шлагбаумы закрываются с осени до весны. председатель...
22.04.19 00:00
pandit
Создать ЕНПФ было ошибкой - Жамишев
Подпустил так подпустил! И кстати, да! Надо размазать по частным управляющим, им то не пахнет, отгрести свои проценты и свалит потом, ну на тех, кто допустил ошибку. Но тогда возьми их, за рупь за...
21.04.19 23:43
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Из когорты первых

Зауре ТЛЕУБЕРДИНА, сотрудник Центрального госархива РК

Завершилась работа над  документами из личного архива скульптора Хакимжана Наурызбаева

Судя по  личным документам, биография уроженца Костанайской области Хакимжана Есмахановича Наурызбаева, как и многих людей того поколения, извилиста, а путь к вершинам тернист и не без счастливых случайностей. Хотя, следуя философской логике,  случайность, как правило, закономерна...

В своей автобиографии основатель казахской школы скульптуры Хакимжан Наурызбаев указывает, что родился  27 августа 1925 года в ауле № 1 Мендыгаринского района Кустанайской области в семье крестьянина-бедняка.

Он рано потерял мать − Ракыш Наурызбаева умерла в 1934 г. Отец - Есмахан Наурызбаев - до Октябрьской революции работал коновалом в аулах. С 1932 г. он работает ветеринарным санитаром, ветеринарным фельдшером в колхозах области, плотником, кузнецом, шорником.  Затем долгие годы жил у сына в Алма-Ате.

В 1934 году Хакимжан пошел в школу. Еще в раннем детстве он пристрастился к рисованию и особенно к лепке. Детство его было прервано Великой Отечественной войной. Пришлось бросить учебу и заменить в колхозе взрослых, ушедших на фронт. Работая пастухом, а затем в колхозной кузнице, мальчик продолжал заниматься лепкой. На районном смотре самодеятельного искусства он получил премию за бюсты Джамбула и Горького.

Его работы заметили и в 1943 г. Хакимжан был вызван в Алма-Ату для продолжения образования в Алма-Атинском художественном училище. А через год, по окончании первого курса, правительство направило его на на подготовительное отделение Московского архитектурного института. Учиться в самом институте ему не пришлось — не позволили шесть классов образования. Но в 1945-ом Наурызбаев поступил на скульптурный факультет Харьковского государственного художественного института, куда его пригласила педагог и наставница Ольга Кудрявцева, которая познакомилась с талантливым парнем еще в Алма-Ате, где находилась в эвакуации. Под ее руководством он создал первую большую работу «Молодой шахтер», ряд композиций на национальные темы: «Көк пар», «Юноша с беркутом», «Встреча победителя». Скульптуры «Голова молодого Джамбула» , «Встреча победителя» экспонировались на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

В 1951 г. Наурызбаев закончил институт, выполнив дипломную работу  конная группа «Джамбул на лошади». В том же году вернулся в Алма-Ату. Поступив на преподавательскую работу в Алма-Атинское художественное училище, в 1952 г. он добился открытия скульптурного отделения.

В декабре 1951 года художник Наурызбаев принят в члены Союза  художников Казахстана, а в марте 1952 года − Союза художников СССР. Работал председателем правления Союза художников Казахстана, неоднократно избирался членом правления Союза художников СССР, Казахстана.

Путь Наурызбаева в творчестве был труден − не только потому, что молодые годы его пришлись на суровое военное время. Одаренный талантом ваятеля, Хакимжан  имел только половину зрения. Обстоятельство это лишало влюбленного в свое дело скульптора самой главной для него способности − видеть мир в объеме. Так писал искусствовед Анисимов о том, что Хакимжан видит только одним глазом: «Нечего и говорить, как важно для скульптора видеть объем двумя глазами, иначе приходится работать во многом интуитивно, на ощупь. Так что в любой работе Хакимжана, помимо мастерства, есть еще и большая доля мужества, трудолюбия, преданности искусству».

За памятник Абаю, установленному на пересечении проспектов Абая и Достык (ранее проспект Ленина), его выдвигали на Ленинскую премию. В одном из интервью он говорит: «Но меня включили в Комитет по присуждению Ленинской  премии. И когда Абая представили к премии, я гордо встал  и сказал следующее: «Я еще молод, только начинаю трудиться. И если я получу Ленинскую премию, то перестану трудиться, успокоюсь на достигнутом, поэтому я отказываюсь от премии». Когда я это говорил, Галина Уланова сидела и осуждающе качала головой, а о реакции Мухтара Ауэзова и говорить не приходится. За этот поступок он меня сильно отругал».

Ауэзову, который был консультантом этой работы, первый эскиз памятника Абаю не понравился. Он резко раскритиковал автора. Скульптор впал в депрессию, но потом собрался с силами и выдал новую концепцию, которую Ауэзов с радостью утвердил.

Кстати, было время, когда памятник Абаю хотели снести и вместо него поставить скульптуру Ленина, но монумент отстояли.

Затем Хакимжан Наурызбаев работал над созданием скульптурного образа Чокана Уалиханова. И снова спорил, не соглашаясь с мнением большинства: «Мне рекомендовали поставить Шокана ближе к зданию Академии наук. Я был категорически против. Потому что академия − это академия, и к ней Уалиханов никакого отношения не имеет. А просто привязывать великого ученого к зданию никакого смысла нет. Мы с соавтором, потомком Шокана Шотой Уалихановым, отстояли свою точку зрения…»

В его архиве сохранились рисунки, наброски, эскизы, сделанные в те годы. В 1951 г. скульптором выполнен портрет Амангельды Иманова, являющийся частью задуманного скульптором конного памятника. Продолжением цикла работ, посвященных Джамбулу, является фигура «Юный Джамбул», законченная  к выставке к 40-летию Советской власти.

Но не только исключительные, вошедшие в историю народа личности интересуют скульптора. Он лепит портреты своих современников, чабанов и свекловодов, металлургов и механизаторов. В галерее героев его землячки Герои Социалистического Труда: трактористка, депутат Верховного Совета СССР Камшат Доненбаева,  машинист  электровоза Вера Ивановна Политкина из  Рудного. «Я всем сердцем люблю своих земляков, создать образ современника - самое большое счастье для меня», - писал в своих воспоминаниях художник.

По его проектам сооружены скульптурные памятники Амангельды Иманову - на родине в Кустанайской области, Дж. Джабаеву - в городе Джамбул.

Наурызбаев преподавал в Алма-Атинском художественном училище,  Алма-Атинском архитектурно-строительном институте,  Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте им. Т. К. Жургенова.

Скульптор продолжал работать и в преклонные годы. «Я еще живу мыслями о будущих памятниках - столько замыслов! Поэтому, наверное, я проживу еще долго», - писал восьмидесятилетний Наурызбаев.

Умер он 4 сентября 2009 года.

Документы отца в архив передала его дочь Раушан Наурызбаева. Она сама преподаватель рисования и черчения. Сыновья  Наурызбаева — скульптор Рахимжан Хакимжанович и архитектор Нуртас Хакимжанович, к сожалению, уже ушли из жизни. Из трех внучек  скульптора профессию, близкую к делу деда, выбрала младшая — Айжан. Она — будущий искусствовед.

 

 

 

Фото предоставлены Центральным государственным архивом республики Казахстан.


  • Рейтинг: 0.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 0.00 (голосов 0)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

читатель
Re: Из когорты первых




Отправлено: 10.05.13 - 01:14 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Да уж, скульптур несомненно талантливый. Особенно мне нравится Ч. Валиханов. К сожалению, весь остальной талант ушел на идеологию, на непримечательных людей, на ленинов , партийных деятелей, свекловодов и механизаторш. :-x

§ Медный
Re: Из когорты первых
Медный


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 2675
Регистрация: 21.03.17
Отправлено: 22.09.17 - 00:24 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Были же скульпторы
Профайл




Авторизация

 

"Нужные деньги"
Сейчас на сайте
Гостей: 47
Пользователей: 1
Всего: 48

Вы гость здесь
^ Наверх