Из церкви - на партийное собрание

Монашки женского Иверского монастыря. Фото 1920 года

Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист историк

1 июля 1920 года Кустанайское уездное управление опубликовало обязательное постановление о запрещении служителям всех религиозных культов города Кустаная и уезда взимать всякого рода сборы с прошений, заявлений, поступающих к ним, а также сбор со справок, выдаваемых ими по любым надобностям. Действие постановления распространялось как на отдельных церковнослужителей, так и на все церковные организации. Граждане, заметившие нарушение постановления, обязаны сообщить об этом в гражданский подотдел загса, а в волостях - в волисполкомы.

Отделить и передать

В 1922 году отдел управления Кустанайского горисполкома отправил всем религиозным организациям, находящимся в Кустанае, предписание о проведении в жизнь Декрета об отделении церкви от государства. В срочном порядке им надлежало сделать опись имущества и заключить договоры на сдачу в бесплатное (арендное) пользование церковных зданий религиозным общинам.

В горсовете самого текста договора и Декрета о порядке сдачи церковного имущества не оказалось. Работа по претворению Декрета в жизнь задерживалась. Лишь в конце 1922 года горсовет заключил договоры с религиозными группами о принятии ими в аренду собора, монастыря, двух церквей, молитвенного дома и двух мечетей.

В 1931 году на базарной площади возле бывшего Никольского собора прошел митинг, на котором решили заложить памятник жертвам Колчака.

Передача Николаевского собора в приказе представителя горсовета Цыганкова обосновывалась тем, что и здание, и имущество должны охраняться как народное достояние. В зимнее время здание собора почти не отапливалось. Сырость и ежегодное отсутствие ремонта обрекали его на разрушение. Из алтаря было образовано складское помещение для всякой рухляди, облезлые стены внутри собора и потрескавшаяся живопись икон являли собой вид печальный. И хотя горсовет и Церковный совет собора разрешили богослужения архиепископу Александру по субботам и воскресеньям, картина бесконтрольного ведения приходно-расходных книг, счета, не оплаченные гербовым сбором, говорили о бесхозяйственном ведении дел. Находящиеся там церковные архивы представляли историческую ценность и подлежали незамедлительному учету. Церковный совет обязали сделать опись имеющегося имущества и представить в горсовет к 1 июля 1924 года.

В документах была обнаружена анкета на церковного служителя Константино-Еленинской церкви священника Сергея Васильевича Соколова, 1881 г. р. В 1903 году он поступил на курсы Духовной семинарии «по причине желания служить народу». Ни в каких политических организациях не состоял, не сочувствовал, административным наказаниям не подвергался. Происхождение - из духовного сословия. Капитала - нет. Семья состояла из жены, занятой хозяйством, и 5 детей. За проведение обрядов венчания, крещения, похорон, молебнов, панихид, заказных обеден, поминовений получал добровольную плату (без таксы) деньгами или натурой. Месячный доход составлял от 1500 руб. На службе в Кустанае находился 16 лет. Считал, что Декрет отделения церкви от государства принесет огромную пользу.

Проведение учета всех действующих молитвенных зданий, как специально приспособленных храмов, так и домов, арендуемых верующими у местных властей, проводилось уполномоченными по делам Русской православной церкви при губисполкоме. На каждый действующий храм и молитвенный дом уполномоченный заводил регистрационное дело, содержащее: заявления верующих об открытии церкви (не менее 20 человек), договор на передачу религиозной общине в бесплатное пользование молитвенного здания, инвентарная опись имущества, список исполнительных органов прихода, анкеты служителей культа, справку о регистрации общины.

Деятельность религиозных общин была строго ограничена культовыми целями. Религиозным общинам запрещалась производственная, торговая, воспитательная, лечебная деятельность, создание касс взаимопомощи, богаделен, проведение собраний. Вопросы изготовления культовых предметов (церковные книги, иконы, молитвословы, крестики) решались по ходатайству патриарха только Советом по делам Русской православной церкви при СНК СССР по согласованию с главлитом. Религиозным обществам разрешалось собирать добровольные пожертвования в молитвенном здании и вне его среди членов данной общины, но только на цели, связанные с содержанием молебенного здания и управляющих органов церкви.

В 1925 году все Церковные советы приступили к передаче церковных архивов (переписка, документы и церковные книги) по 1919 год включительно в хранилище архивного бюро при губисполкоме.

Верующие комсомольцы

В архивных документах за 60-е годы прошлого века сохранился интересный документ о том, как на партсобрании городской больницы 26 коммунистов слушали персональное дело известного и уважаемого врача Н., который организовал по мусульманскому обычаю похороны любимой дочери: молился вместе с муллой, совершил обряды дома, ездил в мечеть Новосибирска и там совершил обряд. В больнице была создана комиссия, которая занималась расследованием «факта непартийного поведения коммуниста Н.». В результате расследования установили, что Н. «являлся соучастником проявления враждебной идеологии, поставил себя вне партии, нарушил устав». Постановили: из партии исключить. Но благоразумный коллега напомнил, что доктор Н. - хороший администратор, чуткий и отзывчивый товарищ, к тому же признавший свои ошибки. В результате Н. получил строгий выговор, но как специалист остался на службе своей профессии!

Со временем отношение к религиозности менялось. В 1976 году в Кустанайской области числилось 39 религиозных объединений. Среди них евангельские христиане-баптисты (ЕБХ), Свидетели Иеговы, мусульмане, лютеране, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, католики, православные. Общее количество верующих — 4686.В архивных документах указано, что муллы были активны только в организации похорон и проведения поста ураза. В 1975 году они активно пытались вызвать дождь жертвоприношениями на полях.

По данным социологического опроса, на кустанайском камвольно-суконном комбинате из 700 работников верующими оказалось 29. Считали себя верующими и в то же время являлись членами ВЛКСМ 15 человек.

По данным того же опроса, трое жителей в совхозах считали себя верующими, являясь членами КПСС. В области было выявлено около 300 активных служителей религиозного культа и проповедников, лишь один из них имел специальное высшее богословское образование — А. С. Бень, ксендз костела в Кустанае.

В 1995 году в Кустанайской области наблюдалось значительное расширение возможности религии для укрепления своих позиций. Заметно улучшились материальные условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих. В области было 85 действующих религиозных объединений, входящих в 13 конфессий. В Кустанае побывали епископ Уральский и Гурьевский Антоний, окружной апостол Новоапостольской церкви Берлин-Бранденбург Фритц Шредер, его заместитель, апостол Берндт, районные старейшины Хайнц Леман и Зигфид Маттес. Повышенную активность проявляли представители сравнительно новых ветвей религии, центры которых находятся в США, Швеции, Германии, Польше, Прибалтике, Западной Украине.

Группа слушателей певческо-педагогических курсов. Фото 1913 г.

Старый Кустанай. Соборная площадь. Начало ХХ века.

Фото предоставлены областным историко-краеведческим музеем.