Кризис: в ожидании второй волны

Свой комплекс антикризисных мер Худайбергенов презентовал еще в 2008 году

Галина КАТКОВА

Полная версия интервью с казахстанским экономистом Олжасом ХУДАЙБЕРГЕНОВЫМ

В конце мая в РК прошел Национальный бизнес-форум. Предыдущий был в декабре 2008 года. Тематика обоих - антикризисная. Но тональность совершенно разная. Как будто спустя полгода страна уверовала в то, что кризис у нас  приручен и управляем. Насколько оправдан этот оптимизм,  «НГ» попыталась узнать у экономиста Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, группа которого на предыдущем форуме презентовала свою антикризисную концепцию. Ее называли «свежей», «радикальной», «прорывной»... Однако на NBF-2009  Худайбергенов присутствовал уже не в качестве спикера, но гостя. Наблюдал движения государственно-экономического интеллекта в основном со стороны, правда, несколько раз получив возможность высказать свою точку зрения в дискуссиях.

 

Подъем спекулятивный

- Олжас, чей взгляд на текущую ситуацию в Казахстане из экономистов-аналитиков кажется вам наиболее реалистичным?

- В Казахстане присутствуют две группы людей, высказывающиеся по экономическим вопросам. Первая, естественно, представлена некоторыми чиновниками, которые дают информацию, «смягченную» для простого обывателя. Иногда настолько, что из их слов возникает ощущение, что в стране все отлично, нет никаких проблем, все выполняется эффективно.
Вторая группа - оппозиционно настроенные экономисты. У них ситуация сложилась ровно наоборот. Даже относительно положительную информацию они делают «негативной» или просто не замечают ее. А иные и вовсе дают такие комментарии, что в стране все на 100% плохо. Но самое главное, даже видя «масштабные», по их мнению, проблемы, они не предлагают или не способны предложить конструктивное решение, сводя их все лишь к необходимости смены власти.
Экономистов, представляющих какой-то срединный взгляд, более близкий к объективному и конструктивному, единицы. Из экономистов советской школы можно отметить Берентаева, дающего здравые комментарии. Из молодых есть ряд специалистов, еще не сформировавшихся полноценно как экономисты, но в силу текущей работы в консалтинговых компаниях, аналитических группах банков и всяческих холдингов уже дающих профессиональные комментарии по тем или иным специфическим вопросам.

- Тогда какой эта ситуация видится вам самому? Есть мнение и очень распространенное, что кризис у нас пошел на спад? Как вы думаете, на чем оно основывается? Какие критерии в оценке экономической ситуации в Казахстане вы считаете наиболее точными? И что, по-вашему, ждет нас, скажем, в конце нынешнего года?
- Да, сейчас основная точка зрения во всем мире, в том числе и в нашей стране, что кризис пошел на спад. Подробно можете прочитать в статье «Иллюзия роста» в журнале National Business №64. Вкратце скажу, что мнение основывается на показателях, свидетельствующих об улучшении ситуации на финансовых, товарных и фондовых рынках. В реальном секторе выросли всяческие субъективные (составляющиеся методом опроса людей) индексы «настроений» и «деловой активности». Однако физически осязаемые показатели - объем промышленной продукции, инвестиции, выпуск продукции обрабатывающим сектором и т. д. -  падают, в годовом исчислении показывая  ускорение ухудшения. Повторюсь, это происходит везде.
Если смотреть по Казахстану, то у нас перспективы ухудшаются с каждым месяцем. Так, доля безнадежных кредитов в ссудном портфеле банков увеличилась с 4,4% до 6,7% за первый квартал текущего года, а доля сомнительных кредитов 5-й категории выросла более чем 2 раза - с 2,6% до 5,8%.
А по данным Агентства по статистике, ВВП за первый квартал сократился на 2,2%, инвестиции - на 4,9%, объем промышленной продукции - на 4,6%, грузооборот - на 9,1%. Если взять данные за первые 4 месяца, то падение ускорилось: объем промышленной продукции сократился на 4,8%, а грузооборот на 9,6%.
Раскладка компонентов по отраслям показывает, что обрабатывающая промышленность сократилась на 11,8% за первую четверть текущего года, а за 4 месяца - на 12,2%, а производство электроэнергии, газа и воды  (как косвенный показатель падения всей экономики) упало на 6,7% и 7,8% соответственно.
Если сравнить с другими странами, у нас падение происходит относительно медленно. Например, в России, руководители которой необоснованно заявляют о готовности примерить на себя роль эмитента мировой валюты, падение резко ускорилось. Промышленное производство за год сократилось на 16,9%, а обрабатывающий сектор - на 25,1%, причем темп падения последнего оказался худшим с 1942 года.  
Сегодня растут отрасли, не связанные с реальной экономикой. Идет мощный спекулятивный подъем на фондовых и сырьевых рынках, который закончится уже к осени. Еще в марте 2009 года наша группа дала прогноз газете «Литер» о вероятном повышении цен на нефть: «Власти США с августа 2007 года в рамках антикризисных мер выделили $11,5 трлн, из которых израсходовано около $4,5 трлн. Еще $4 трлн, скорее всего, будут израсходованы до конца лета 2009 года. Часть этих денег выльется на рынок нефтяных фьючерсов, что вызовет рост цен на нефть и кратковременное увеличение притока нефтедолларов и в нашу страну. Это создаст ощущение, что кризис закончился, и спекулянты вновь начнут свою игру на повышение».
Поэтому надо готовиться к следующей волне кризиса, которая будет не менее острая, чем в прошлом году.

Теория монетаризма не работает

- Будет ли - это всех интересует -  очередной виток девальвации?
- Ее проведение не устраняет тех проблем, которые подталкивают к ней: высокая доля кредитов в долларах как экономике, так и населению (более 50%), и высокий объем внешних займов. Однако предостаточно инструментариев, с помощью которых можно и решить проблему, и удержать курс тенге.
Например, чтобы аккумулировать валюту на выплату внешних займов, необходимо ввести обязательную продажу 50% экспортной выручки. Чтобы закрыть внутренний спрос на доллары, надо перевести все долларовые кредиты, кроме взятых под финансирование экспортно-импортных операций, в тенге пусть даже по текущему курсу, еще лучше по додевальвационному, параллельно запретить привязку к курсовым колебаниям в формально тенговых кредитах. Есть еще ряд других мер, которые в совокупности составляют комплекс.
Но их вряд ли примут. Дело в том, что монетарные власти сейчас следуют уже устаревшей и неработающей теории монетаризма, исходя из которой и приняли решение о девальвации, держат ставку рефинансирования на высоком уровне и т.д. Поэтому, если следование этой идеологии сохранится, то к концу года монетарные власти окажутся перед возникшей в их сознании дилеммой: либо девальвировать тенге,  либо держать курс, тратить резервы, уменьшать денежную массу и способствовать кризису неплатежей.
Я считаю, что давно пора отказаться от стандартных методов, которые не работают в условиях разрушения мировой финансовой системы, и перейти к нестандартным, отражающим здравый смысл.

- Сумел ли Казахстан предпринять какие-то действительно эффективные антикризисные меры?
- Я раньше уже говорил: если полагать, что кризис продлится до конца года, а при этом запланированные антикризисные меры будут реализованы максимально эффективно и своевременно, то их можно считать достаточными. Но если считать, что кризис продлится дольше - то нет.
Так вот, учитывая, что сегодня превалирует мнение о скором окончании кризиса, эти меры считаются эффективными. Однако официальные власти иногда сами констатируют проблемы. Например, что деньги были доставлены в экономику не вовремя. А Агентство по статистике старается отражать в цифрах ситуацию как она есть. Исходя из этих цифр можно сказать, что в целом антикризисные меры не достигли ожидавшегося эффекта. Среди успешных можно отметить относительно быстрое завершение недостроенных жилых домов. Кроме того, в прошлом году достаточно успешно была реализованоа программа поддержания ликвидности банковского сектора. Также можно отметить перевод части студентов с платной основы на гранты, хотя по- хорошему надо практически всех перевести на грантовую основу, кроме студентов дорогих вузов типа КБТУ, КИМЭП и т.д.

И дедолларизация всей страны

- Чем ваша антикризисная концепция отличается от реализуемой сейчас государством?
- В декабре на NBF-2008 мы предложили комплекс мер «Новый курс». В старой системе - три ключевые ошибки. Во-первых, она была сконструирована так, что занять в долларах за рубежом было дешевле,  чем дома в тенге. Сначала это стало доступным банкам, потом присоединились и компании реального сектора. Наша экономика и финансовая система опирались на внешние займы. Во-вторых, это привело к тому, что займы в валюте стали дешевле и внутри Казахстана. В итоге свыше 50% займов экономикой и населением были взяты в инвалюте. Займы в долларах брались даже для тех операций и отраслей, которые не нуждались в долларах, ведь все оплачивалось все равно в тенге. А потребительские кредиты в долларах - это вообще нонсенс. Учитывая, что каких-либо антиспекулятивных барьеров не было, часть этих денег еще и направлялась на раздувание спекуляций на рынке недвижимости. В - третьих, какого-либо механизма тенгового, не связанного с внешними займами, кредитования долгосрочных инвестиционных проектов сроком на 15-20 лет не было.
В нашем варианте все эти ошибки исправлены. Однако есть проблема. Наша система предполагает максимальное кредитование экономики в тенге, кроме экспортно-импортных отраслей, фактически подразумевая дедолларизацию. На практике это означает увеличение объема тенге, и скептики отвечают, что будет инфляция и девальвация.
Но если увеличение количества денег будет направлено на увеличение товарной массы посредством финансирования инвестпроектов, то инфляции не будет. Во всяком случае ее монетарного эффекта.
Девальвация возможна в начале, так как курс тенге тактически зависит от локального соотношения предложения валют. Но стратегически курс зависит от мощи экономики. И если будет реализовано множество инвестпроектов, созданы импортозамещающие производства, то в последующем курс будет устойчивым и стабильным. Добавлю, что сила валюты состоит в ее использовании. Использование тенге в 80-90% отраслях экономики вместо нынешних 20% и есть конечная цель. 

 - Были ли попытки использовать идеи «Нового курса» в  государственных антикризисных программах?
 - Точно не могу сказать, что мои идеи были прямо использованы. Возможно, чиновники сами пришли к тому, что и мы. Но среди мер были такие, как прекращение выдачи долларовых кредитов, стимулирование выдачи тенговых.
Кроме того, недавно президент поручил АФН, Нацбанку и правительству создать новую архитектуру финансовой концепции, которая будет опираться на внутренние источники финансирования. Это суть мер, предложенных нами в декабре прошлого года.
Однако возможно, что новая концепция будет в деталях принципиально отличаться от нашей, хотя, честно говоря, это практически невозможно, ибо мы рассмотрели все возможные внутренние источники денег. Но удивляет другое. Если есть необходимость разработать новую концепцию финансовой системы, значит старая ошибочна. Но тогда новую не должны разрабатывать те, кто разрабатывал старую. Эти архитекторы сейчас уже давно вошли в тот возраст, когда трудно поменять свое мышление. Все люди такие. Очень трудно отказаться от прежней системы взглядов, когда они формировались в течение длительного времени. Именно поэтому, я думаю, что прежние архитекторы сделают все по-прежнему. Так, например, г-жа Бахмутова на прошедшем 25 мая NBForum-2009 выразила мнение, что в последующем банки все равно будут обеспечивать 30-50% ссудного портфеля за счет внешних займов.
Если не выстраивать систему внутренних займов и не делать тенговые кредиты для инвестиционных и инфраструктурных проектов дешевле, чем нам дают за рубежом, банки и компании опять наберут внешних займов, и опять чуть позже мы столкнемся с проблемой выплаты внешних займов, как только нам закроют «окно»". Эта система настолько ущербна и неустойчива, что делает нашу финансовую систему чрезмерно зависимой от внешних шоков.

- Есть ли, по- вашему, в мире примеры грамотной антикризисной политики?
- Китай хорошо действовал до августа прошлого, но потом он почему-то совершил очень большое количество ошибок. Белоруссия неплохо действует. Активно действуют США, Великобритания и Япония. Однако, что бы они ни делали, у них ничего не получится, ибо они обязательно должны упасть с уровня сверхпотребления до естественного уровня, либо даже ниже, чтобы компенсировать излишки предыдущих лет. Это их специфика.
Кризис продлится лет 10-15. Если говорить кратко, то первая треть их уйдет на осознание того, что надо отказываться от старой системы, вторая - на поиски компромиссов, и последняя треть уйдет на выстраивание новой системы.
Казахстан может действительно первым выйти из кризиса. В отличие от развитых стран, мы являемся страной низкого уровня потребления. Это было нашим минусом в период роста, но стало плюсом сейчас. Ибо у нас есть потенциал роста, а у западных стран нет. Нас также сдерживал маленький объем населения. Очень большое количество проектов не было реализовано из-за этого. Поэтому мощная демографическая политика нам сейчас пойдет на пользу, тогда как в развитых странах и в Китае это не поможет. За 15 лет можно население нарастить до 30-40 млн за счет активного стимулирования рождаемости. Найдутся такие «экономисты», которые будут говорить, «зачем нам плодить тупых и нищих», но это от неосознания геополитических угроз и задач страны. Более того, в Казахстане практически нет такого человека, у которого отец и дед были бы богатыми и образованными.
Ну и главное - если в вышеперечисленных странах стоит проблема избытка капитала, то у нас наоборот ощущается нехватка. Так, в США денежная масса уже достигла 100% от ВВП, в Великобритании - 150%, в Китае - 250-300%, а у нас тенговая денежная масса варьируется в пределах 16-20%. Это тоже к вопросу о нашем потенциале.
Поэтому Казахстан действительно может выйти из кризиса региональным лидером.