Почему Костанаю Дубной не быть?

Из-за дороговизны коммунальщики придерживаются традиционной технологии

Владимир КРИКУН

Наши коммуникации изношены, зато наши коммунальщики - реалисты

Президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что на ремонт и модернизацию инженерных сетей и коммуникаций в 2009 году будет выделено 200 млрд тенге. Период кризиса необходимо использовать для развития инфраструктуры, считает глава государства. По оценкам специалистов, сейчас только в Костанае тепловые и водные сети изношены на 70-90%. При этом в их текущий и капитальный ремонт ежегодно вкладываются сотни миллионов тенге. Реально ли, крупно потратившись один раз, на полвека забыть о порывах, авралах коммунальщиков и внеплановых раскопках свежеотремонтированных дорог?

Когда наступит время «икс»?

Костанайские коммуникации - это 450 км водопроводных и 220 км тепловых сетей. По оценкам специалистов, большая часть этого огромного хозяйства давно подлежит замене, так как срок службы их либо давно истек, либо вот-вот истечет. Например, из 450 км сетей ГКП «Костанай-Су» почти 400 км труб свой срок уже отслужили, часть из категории «вот-вот», и совсем немного потерпит еще около 10 лет.  Реальный износ, по данным директора ГКП «Костанай-Су» Игоря КИСЕЛЁВА, составляет более 80%.

- Думаю, у нас лет 10 еще есть, потом - все. 15 лет сети не прослужат. Чем больше знаешь, тем  больше пугаешься, - говорит Игорь Киселёв. - Время «X» настанет, будет коллапс. Новые сети будут лежать, а старые водоводы выйдут из строя. Новые микрорайоны с новыми трубами будут стоять без воды.

Аким Костаная Гауез Нурмухамбетов на встрече с населением отметил, что бесперебойное снабжение города водой - это признак высокого профессионализма сотрудников водоканала. Скорее всего, так и есть, ведь ремонт за износом катастрофически не успевает. В 2009 году в Костанае тепловики заменили 7 км теплотрассы, ГКП «Костанай-Су» своими силами реконструировали 9 км водопровода, затратив 182 млн тенге.

- Мы ремонтируем около 10 км сетей ежегодно - это данные последних лет. Каждый год - около 1,5% от общей протяженности. За 10 лет мы сменим 15% труб, а появится 20% изношенных. То есть нам нужно 60 лет, чтобы все обновить, - утверждает Киселев. -   Сейчас система пока терпит. Когда начнется необратимый процесс, наступит ЧС.

Кризис поможет?

Нурсултан Назарбаев заявил, что «в период своего бурного роста экономика уперлась в ограничение по инфраструктуре», а значит необходимо использовать кризис для ее развития, задействовать людей, дать им работу. На модернизацию инженерно-коммуникационной структуры будет выделено 200 млрд тенге. Постоянный читатель «НГ» из города Дубна на севере Московской области Сергей ВОЛКОВ предложил Костанаю, в котором жил когда-то, использовать опыт властей своего города, которые за несколько лет провели капитальную модернизацию теплоснабжения в отдельно взятом городе с населением 67,5 тыс. человек. Была произведена полная замена ржавых металлических труб на трубы полипропиленовые.

- В Международном банке реконструкции и развития был взят кредит, еще часть внес бюджет области, набралось $8 млн, - рассказывает Волков. - Сначала заменили магистрали большого диаметра, затем все трубы среднего диаметра тоже заменили на пластмассовые. Далее - ответвления и квартальная разводка силами города. Заменили все трубы до каждого дома. Третий этап - это замена тепловых узлов в домах.

Параллельно в городе проводилась масштабная модернизация ТЭЦ и котельных. Ведется замена сетей холодного водоснабжения. Что получилось в итоге? В каждом доме появился компьютеризированный тепловой узел, регулирующий температуру в зависимости от температуры наружного воздуха. Теплопотери уменьшились, не стало порывов на теплотрассах. Сейчас жители Дубны благополучно забывают сто раз раскопанные из-за порывов дороги,  парящие участки дырявых теплотрасс - картинки, до боли напоминающие Костанай.

- Дорого, но необходимо, - говорит читатель. - Новым домам не хватало тепла существующих ТЭЦ, а это влекло за собой дорогостоящие пристройки к котельным, фактически новые здания, с новыми котлами. Потом нужно было бы увеличивать диаметр магистралей, вести перекладку труб на больший диаметр (а бетонный канал не пустит и его под замену). И через два - три года опять раскопки, трубу сгрызёт кислород и блуждающие токи.

Все работы по модернизации и реконструкции в Дубне велись 3 года. Итог показателен: по данным кураторов проекта, экономия затрат на тепло в 28 жилых зданиях Институтской части города (район Дубны), где установлены ИТП, в 2007 году составила свыше 5 млн рублей (более 22 млн тенге).

Модернизация по-казахстански

11 апреля 2008 года депутаты Костанайского областного маслихата приняли региональную программу энергоэффективности Костанайской области на 2008-2015 годы. В ней говорится, что резерв экономии тепловой энергии есть: только через изоляцию трубопроводов теряется до 15% тепла. Программа предусматривает разработку схем теплоснабжения городов и реконструкцию котельных и тепловых сетей с применением предызолированных труб с пенополиуретаном (металлическая труба в полимерной оболочке). В этом году такие трубы впервые были использованы при монтаже 2 км теплотрассы в микрорайоне «Наурыз».

- Туда и магистраль уже подведена в новой изоляции, и разводящие сети, - рассказал НГ директор ГКП «КТЭК» Жаксылык МУХАМЕДГАЛИЕВ. - Там есть даже компьютерный контроль влажности изоляции. Теперь порыв не нужно искать, достаточно посмотреть на компьютер. Там показано, на каком расстоянии от определенной точки повышенная влажность.

Для укладки этих труб не требуются железобетонные лотки, достаточно вырыть траншею и засыпать магистраль песком. Теплопотери по сравнению с обычными трубами ниже в несколько раз. Смущает цена.

- В прошлом году меняли сети на улице Бородина, можно было положить пластиковую трубу, но по цене не вышли.  Укладка такой трубы обошлась бы нам в 150 млн тенге, это неподъемная сумма, - сказал директор тепловой компании.

То же касается и замены водопроводной сети. По данным Игоря Киселёва, металл на пластик в Костанае меняют, но не всегда, и не везде. Только 20% изношенных сетей при ремонте меняют на полимеры.

- Стык металла с пластиком - это проблема. На длинных прямых участках все говорит в пользу пластиковых труб. Но в городе, где отводы, отпайки, приходится соединять трубы из разного материала. Эти места всегда самые проблемные, - пояснил Киселёв. - Внутри города укладывать пластик можно лишь на больших магистралях, от камеры до камеры, которые сделаны из стали, других пока нет. У любой трубы есть плюсы и минусы. Когда мы делаем реконструкцию, то где это можно, мы используем пластик. Последний пример - водовод на улице Летунова. Но пластик не панацея.

Выгоднее всего укладывать пластиковые трубы малого диаметра. Большой магистральный водовод из полиэтилена обойдется дороже, чем металлический. При реконструкции Баймагамбетовского водовода стоимость погонного метра трубы доходила до 90 000 тенге. К тому же у водников уже есть печальный опыт использования некачественного пластика.

- Водовод по улице Бородина пластиковый, старый, времен перестройки. Материал плохого качества. В поселке Амангельды старый пластиковый водовод  из строя вышел полностью. Если чугун лопается пополам, то здесь - 15-метровая трещина вдоль трубы, уже ничего не сделаешь.

Лавры Дубны нам «не светят»

Все города, кроме Костаная, в нашем регионе сопоставимы по размеру с городом Дубна. Возможен ли пилотный проект тотальной замены сетей, например, в одном из них? Аким Лисаковска Валерий ПОЛЕШКО считает, что во время кризиса есть более насущные вещи, хотя такая работа в его городе ведется уже 6 лет.

- Во время кризиса в первую очередь надо вытягивать социальные программы. Менять коммуникации очень затратно. Все, что можно, мы делаем. Сложность одна - деньги. В год надо менять хотя бы 10% сетей. Это проблема любого населенного пункта.

Протяженность водопроводной сети Лисаковска - 100 км труб, изношенных на 70% и больше. Каждый год за счет бюджета здесь меняют на пластик до 1,5 км сетей. Новые технологии в ремонте теплотрасс не рассматриваются вообще, слишком дорого. Аким города считает, что для глобальной замены необходима специальная государственная программа, но в первую очередь такие проекты нужно запускать в крупных городах. Своих средств Лисаковску хватает пусть на небольшую, но реконструкцию сетей и на удержание аварийности. Решать вопрос о международных кредитах должно правительство.

Масштабы впечатляют... и пугают

Все плюсы тотальной замены сетей смазываются одним жирным минусом - масштабами работ. Рассуждая даже о возможной замене всех труб, коммунальщики сразу делают оговорку - это вряд ли возможно. Желание никак не совпадает с реальными возможностями. Будут деньги - заменить всю систему можно за 10 лет, уверен главный инженер ГКП «КТЭК» Николай БЕЛЯК.

Его шеф Жаксылык Мухамедгалиев признает: соблазн велик, но недоступен.

- Конечно, хотелось бы заменить все. Но я как представлю цифры, сразу думаю - это невероятно. Невероятно об этом думать даже - объем большой.

Самым категоричным оказался Игорь Киселёв. Он считает, что для радикального решения вопроса не хватит ни времени, ни денег. Даже с учетом огромных бюджетных вливаний.

- Ситуация во всех городах Казахстана примерно одинакова. Суммы сумасшедшие, если учесть, что один метр водовода стоит до 100 000 тенге, а только в Костанае нужно сотни километров труб менять. Это же миллиарды тенге! Мы просчитывали, только по Костанаю нужно около 20 млрд тенге.

Успокаивает лишь одно: ремонт на самых проблемных участках сетей идет каждый год, и до коллапса еще есть время. Может, и доживем до лучших времен глобальной «пластификации всей страны».

ОПРОС 

Средства в ремонт сетей нужно вкладывать постоянно. или стоит крупно потратиться один раз?

Игорь КИСЕЛЁВ, директор ГКП «Костанай-Су»:

- Сам по себе пластик не решает проблемы, его везде не уложишь из-за сложностей со стыковкой. И есть места, где по СНиПам можно использовать только стальные трубы. Пластик - это не панацея. Тот, кто утверждает, что весь мир перешел на такие коммуникации, лукавит. Это говорят заинтересованные люди. Сейчас есть металлические трубы с добавлением нержавеющей стали, чугунные, которые сочетают свойства стали и прочность чугуна. Они дешевле, чем стальные трубы. Полная замена практически невозможна, столько денег не найти.

Салтанат ИСАКОВА, директор ТОО «Пластстандарт»:

-  Я считаю, что к этому все равно придут, в любом случае. Будут прокладывать полиэтиленовые трубы не только на магистралях, но и внутри кварталов. Сейчас даже проектировщики предусматривают в проектах именно пластиковые коммуникации. Тем более, сейчас в производстве используется сырье высокого качества. Так делается во всем мире: делают сначала магистраль, потом внутриквартальные сети и коммуникации непосредственно в зданиях. Это очень надежно, никаких порывов, аварий и большой срок службы.

Валерий ПОЛЕШКО, аким Лисаковска:

- Я сторонник того, чтобы вкладывать каждый год и не останавливаться. Если каждый год планово менять сети, то к моменту полного окончания замены коммуникаций подойдет время того, что ремонтировалось первым, и экономика будет стабильно развиваться. Но если сети не делались десятилетиями, то, естественно, в первое время денег в ремонт надо вкладывать больше. Форсировать ничего не надо, нужно все делать по плану. Сегодня это у нас получается, и аварийность на сетях у нас не растет, а держится на одном уровне. Весь вопрос - в деньгах. Их нужно очень много.

Татьяна ЗЕМЛЯНАЯ, председатель Костанайского координационного союза ПКСК и КСК:

- Конечно, вкладывать средства в такую реконструкцию необходимо. Это выигрышно и с точки зрения надежности, и с эстетической. Это было бы замечательно, но опять-таки, это проект российский, у них ЖКХ развивается несколько по-иному. Когда-нибудь мы все равно придем к такому решению, технологии не стоят на месте, но сейчас весь вопрос в деньгах. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства однозначно должно решать государство, поддерживать эту сферу. Многие люди уже поменяли коммуникации в своих квартирах, было бы хорошо обновить все коммуникации. Да, это хорошо, но где взять необходимые деньги?

Андрей КОВАЛЬ, кандидат экономических наук:

- Есть два подхода к делу. Первый требует больших инвестиций сразу. Конечно, нужно идти на это. Технология передовая, более дешевая. Для начала, и последующие вложения минимальны. И другой подход - поддерживать то, что имеем, растягивать инвестиции на долгие годы - и получим не очень стабильную систему. Это как с дорогами. Можно ямы латать, а можно уложить новое полотно, и забыть о проблеме на десятилетия. Вопрос в том, на что тратить деньги, и какие к проблеме стратегические подходы. Может, сейчас время неподходящее, потому что вся тяжесть ляжет на потребителей. А если за счет государства - почему бы и нет?

Фото из архива "НГ"