Re: Казахстанцев предлагают проверить на знание государственных...
Отправлено: 09.01.11 - 18:12
АВТОСТОПНЫЙ КЛОНДАЙК
Во все времена всеми ж.-д. правилами и уставами пускать посторонних в локомотивы было строжайше запрещено. Тем не менее до начала 90-х годов и распада СССР машинисты охотно брали попутчиков. Затем контроль усилился, и с каждым годом ездить так становится всё сложнее. Сейчас в России это уже весьма затруднительно (за исключением неоживлённых веток в отдалённых регионах), да и на территории других стран СНГ (кроме среднеазиатских) положение не лучше. Идеальным же местом для любителей такого способа передвижения пока остаётся Казахстан. Здесь по-прежнему в локомотивы пускают часто, видимо, в связи с разрухой в стране, ещё большей, чем у нас. Тут уж не до проблемы "самовольного проезда"! Расстояние в 664 км от Тобола до Астаны я преодолел на 4 электровозах, не упустив при этом ни одного попутного. Правда, на отрезке Астана -- Кулунда все же встретились три неподатливые локомотивные бригады, но всё равно в целом машинистов Казахстана надо признать самыми отзывчивыми и доброжелательными к путешественникам. Да и вообще люди в этой стране, несмотря на всеобщую бедность и запустение, на редкость радушны.
Вдоль рельсов -- бескрайние голые степи, пустеющие посёлки со скелетами зернотоков и элеваторов... Транспортное сообщение Казахстана тоже далеко не в идеальном состоянии. Автодороги в основном без покрытия, машин мало. Местные пассажирские поезда в большинстве грязные, холодные и "раздолбанные", с разбитыми окнами... Но в этих поездах удивительно легко ездить без билета. Можно договориться за пять минут с проводником и проехать 825 км (у меня в прошлом был такой "заячий" рекорд). Встретить здешний поезд в России -- величайшая удача, ведь бесплатная езда в наших поездах на такие расстояния -- из области фантастики.
В Астане я оказался в ночь на 22 июля. Еще несколько месяцев назад этот город назывался Акмола, а до 1992 -- Целиноград. Оба казахских названия несколько странны: Акмола означает "белая могила", а Астана -- просто "столица". Сейчас здесь построены и строятся роскошные правительственные здания, прокладываются новые широкие магистрали и даже устанавливаются комплексы скульптур вездесущего З.Церетели. Но стоит немного отойти от ослепительно блистающего центра города, как после невзрачных окраин начинается всё та же бесконечная степь с опустевшими посёлками...
Главный ж.-д. вокзал и автовокзал -- под стать блистательному центру Астаны. Поездов и автобусных маршрутов множество. Однако не прельстившись ими, по привычке топаю на товарную станцию и снова держу путь на восток в кабине электровоза.
Миновав Экибастуз, знаменитый крупнейшими в мире угольными разрезами, я достиг следующего областного центра -- Павлодара. Здесь впервые пришлось столкнуться с большими затруднениями: товарняков в сторону Барнаула мало и идут они с разных товарных станций, а пассажирских поездов всего два, причём российского формирования (следовательно, "зайцев" в них не жалуют). В ожидании чего-то движущегося, но бесплатного я потратил непозволительно много времени, и это "Павлодарское сидение" стало одним из самых неприятных эпизодов путешествия.
Наконец на северной товарной станции появился состав на Кулунду, которым и удалось воспользоваться. Не прошло и трех часов, как я опять пересёк -- страшно подумать! -- границу двух государств.