/ Список форумов » Общие форумы » Обсуждение публикаций
≡ «Умной» экономике нужны умные люди»
 
 
Ответить 
Y
(Пользователи)
Регистрация:
28.07.10
Сообщений:
1
Re: «Умной» экономике нужны умные люди»
Отправлено: 28.07.10 - 17:19
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Конечно же, деятельность автора по защите прав русского населения, его радение за родной язык и судьбы родного народа вызывают уважение и всемерную поддержку. И положение русского языка и русской культуры равно как и казахского языка в Казахстане может и должно быть предметом открытого обсуждения. Однако, как это часто случается, в пылу полемики г-н Медведев прибегает к таким аргументам, которые вряд ли способны придать дискуссии конструктивные формы. Все дело в том, что автор, демонстрируя как плохо в Казахстане, приводит такие «факты», которые ставят под сомнение его образование и осведомленность о ситуации в родной стране.
Начнем с оскорбительного по форме и безграмотного по сути опуса по истории Притоболья. Автор делает выдающееся «открытие», сообщая нам о том, что предки русских, украинцев, белорусов «жили по реке Тобол, когда «титульных» (очевидно – казахов) тут еще не было». Тезис настолько абсурдный, что вначале ошеломляет. Святослав Александрович одной фразой выбросил из истории целый пласт, связанный с завоеванием Сибири Ермаком, русско-казахских отношений XVIII века, переселенческой политики царизма.
Сибирские летописи изобилуют сведениями об участии казахов наряду с другими коренными сибирскими народами в политических событиях в Притоболье в период завоевания Сибири. Есть сведения о казахском происхождении небезызвестного сибирского хана Кучума.
Известный русский исследователь А.И.Левшин в своем энциклопедическом труде «Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачих орд и степей», увидевшей свет в 1832 году, описывая границы занятых казахами земель, пишет: «северную ее границу (казахской степи – Е.А.) составляют: …от Иртыша до Тобола, или Звериноголовской крепости, так называемая Горькая Сибирская линия, от Звериноголовской крепости до устья Уя – река Тобол, далее река Уй и потом Урал, начиная от Спасского форпоста (близ Верхнуральска) почти до Оребурга».
Другой выдающийся востоковед, В.В.Радлов писал о казахах: «на протяжении нескольких столетий стечение весьма счастливых обстоятельств позволяло ордам казак-киргизов совершенно свободно и неограниченно…передвигаться по широкой Киргизcкой степи от Балхашской неизменности до реки Урал и речных систем Сырдарьи и Шу до Среднего Тобола, Ишима и Иртыша».
Конечно, наряду с казахами в Степном Притоболье жили и другие народы – башкиры, калмыки, каракалпаки, но уж свершено точно то, что русские (а равно и украинцы и белорусы) появились здесь не раньше 80-х годов XIX века. Об этом есть столько исторических свидетельств, столько написано трудов, что фраза г-на Медведева в его интервью, ставящая общеизвестные исторические факты под сомнение, просто обескураживает своей наивной безграмотностью.
Другие аргументы Святослава Александровича не менее безаппеляционны. Особенно интересны его доводы в пользу придания государственного статуса русскому языку. В частности, приведенные им слова Гоголя (с которым Святослав Александрович, очевидно согласен), что русские, украинцы, сербы и болгары должны говорить на одном языке – русском, потому что он более развит. Тезис, при всем уважении к классику, весьма сомнительный и дурно пахнущий. Не менее сомнительны и приводимые автором сведения, о том, что на юге Казахстана люди, переставшие говорить на русском, сразу потеряли возможности для развития и приобщения к мировой культуре. Хочется прямо спросить у Святослава Александровича – как он, не зная казахского языка, может так смело оценивать его функциональные возможности? Начнем с того, что абсолютное большинство казахскоязычных владеют и русским языком. В том числе и на юге Казахстана. Конечно, в разной степени, но уж точно, лучше, чем г-н Медведев казахским. Во-вторых, автор заявил, что казахстанский народ уходит в 18-19 век, единственный путь остановить этот процесс – придать русскому языку статус государственного. Это что же получается – русский язык – язык XXI века, а казахский, украинский, грузинский, армянский и т.д. – прошлых веков?
Никто не спорит с тем, что в современном развитии казахского языка много проблем, особенно в унификации терминологии, в том числе и научно-технической. Но Святослав Александрович явно лукавит, когда говорит о том, что врачей заставляют менять латынь на казахский. Тем более, что проблем хватает и в развитии русского языка. Согласитесь, что уже практически никто не говорит на языке Пушкина, а современная живая русская речь изобилует жаргонными оборотами и неологизмами, образуя смесь «французского с нижегородским».
Проблемы, существующие в языке – не повод, чтобы махнуть на него рукой – «а, все равно он не развит и малофункционален, давайте перейдем на другой». Систематизация и регулирование словообразования, создание академических терминологических словарей, улучшение методики и организации системы обучения казахскому языку, а также и языкам других народов Казахстана – вот те меры, которые должны быть предприняты сегодня. Самое главное, о чем не говорит г-н Медведев, то, что внедрение казахского языка не говорит об отказе от русского. В конце концов, я эти строки пишу на русском языке, отказываться от использования которого я не собираюсь.
Напрямую связан с языковой политикой часто муссируемый и не обойденный вниманием г-на Медведева вопрос о представительстве этнических групп в органах власти. Действительно, доля казахов в правоохранительных органах и органах власти выше, чем их доля в структуре населения. Но с чем это связано? Уж никак не с этнической принадлежностью, а скорее со степенью владения государственным языком. У нас часто, говоря о правах чиновника или претендующего на кресло, забывают о правах рядового гражданина. Представьте себе, что придет в дежурную часть ДВД, в приемный покой областной больницы или в приемную акимата житель нашей области, слабо владеющий русским языком (а таких было немало и советское время, просто раньше от них отмахивались). Если сидящий в кресле не может обслужить его (а государственная служба и существует для обслуживания населения) – чьи тогда права нарушаются. Лично для меня, когда на чашах весов права простого гражданина и права чиновника – перевешивают права гражданина. Поэтому, требование знания государственного языка для государственной службы – осмысленное ограничение прав претендента на кресло, призванное обеспечить права широкой массы граждан. В конце концов, не хочешь учить язык – не ходи в госслужбу. Для занятия бизнесом никто казахского языка не требует. Зато уверен, что обязательным требованием для любого претендента на государственную службу должно быть знание казахского и русского языков, а в местах компактного проживания носителей других языков – и этих языков.
Поразил меня Святослав Александрович и своими познаниями о состоянии казахстанского и российского образования. Безусловно, «умной» экономике нужны умные люди. Тезис бесспорный. Но что значат его слова о том, что никто в Казахстане не удерживает наших выпускников-отличников в Казахстане? Опять одной фразой он поставил под сомнение всю систему грантов, всю работу наших ведущих вузов по привлечению абитуриентов. Знает ли г-н Медведев, что всю весну в Костанае работала целая бригада из КазГУ им.Аль-Фараби, агитируя наших школьников поступать в этот, без сомнения элитный вуз. А еще у нас работали представители нового Назарбаев Университета, все места в котором в этом году бюджетные. Знает ли он, какая борьба идет между местными вузами за каждого абитуриента, включая стипендии, обеспечение общежитиями и т.п? В каждом вузе есть система именных грантов, позволяющая получать образование талантливым, но малообеспеченным студентам. Этого г-н Медведев не видит. Зато видит то, чего на самом деле нет – «россияне приезжают, находят отличников и принимают в свои вузы без всяких ЕНТ». Может, Святослав Александрович не знает, но в России уже не первый год зачисление в вузы происходит на основе ЕГ – аналога нашего ЕНТ. Кроме того, учиться за границей – право каждого выпускника, кто-то выбирает казахстанские вузы, кто-то предпочитает учиться в Англии, кто-то в России, кто-то в Китае или Турции. Дай бог, чтобы они эти знания применили на благо родной страны, но если они выберут другое местожительства и работы – это тоже их право. Наша задача – сделать условия работы в Казахстане привлекательными, а не злословить по поводу и без повода.
Еще одно «открытие» Святослава Александровича относится к сфере экономики. Оказывается, у нас в регионе нет сотрудничества с приграничными регионами России в сфере экономики! Только Конгресс соотечественников, представителем которого является уважаемый г-н Медведев, наконец-то сдвинет дело с мертвой точки! Но и без титанических усилий Святослава Александровича дела в этой сфере вроде идут неплохо. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Ради чего ломает копья Святослав Александрович? Оказывается, из нашей пшеницы в Челябинске выпекают хороший хлеб и делают макароны, а у нас – нет! Интересно, какой хлеб покупает г-н Медведев в магазине? Неужели челябинский? А труд наших производителей молочных, макаронных и колбасных изделий тоже незаметен радетелю интересов соотечественников? Обидно за отечественных товаропроизводителей.
Почему бы нашим соседям не вложить свои деньги в развитие фабрики «Большевичка» или обувной фабрики? - патетически вопрошает Святослав Аександрович. Да потому что это им невыгодно, хочется ответить ему. Зная даже на элементарном уровне законы экономики, трудно поверить в возможность победить китайскую и индийскую легкую промышленность, основанные на почти бесплатной рабочей силе, в благородном деле одевания Сибири в качественную детскую одежду. Не секрет, что сегодня даже «брендовые» вещи, купленные в Италии или во Франции, шьются руками китайских рабочих. Во Франции осталась лишь одна (!) фабрика, специализирующаяся на пошиве одежды, все остальные, сохранив торговые марки, перенесли производство в Азию. Мы можем добиться такой же самоокупаемости, только лишь посадив наших швей на абсолютно нищенскую зарплату, как в Китае или Индонезии – от 50 до 100 долларов и лишив их всех социальных льгот, включая пенсионное обеспечение. Будут «российские соотечественники» работать за такую зарплату? Вряд ли. У нашей легкой промышленности полно проблем, но пути их решения, озвученные в интервью трудно назвать реальными.
Профайл
Ответить 


Сейчас посетителей на этом форуме: 47, из них зарегистрированных: 1 и гостей: 46
Зарегистрированные пользователи: N0name

Вы не можете создавать темы
Вы не можете редактировать сообщения
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете прикреплять файлы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете удалять сообщения
Вы не можете голосовать

XML / RSS