Ответить 
Г
Гость
Re: Надо думать, господа
Отправлено: 02.01.09 - 23:34
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Максим Топилин: кризис не отменяет потребности РФ в трудовых мигрантах
РИА Новости.
16:00 14/10/2008
О привлечении иностранной рабочей силы в РФ и регулировании этого процесса рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин.

- Максим Анатольевич, недавно принято решение об увеличении квот для иностранных работников почти в два раза на текущий год, и более, чем вдвое на 2009-й. С учетом прогнозируемого экономического спада в РФ в условиях мирового финансового кризиса, не отпадет ли необходимость в привлечении иностранной рабочей силы?

- Во-первых, устанавливаемая квота не является обязательной нормой к выполнению. По согласованию с ФМС работодатели могут скорректировать число нанимаемых рабочих. Во-вторых, органы занятости субъектов РФ пока не сигнализировали об увеличении обращений за содействием в трудоустройстве. Более того, по данным служб занятости, во многих регионах наблюдается дефицит рабочей силы.

- Минздравсоцразвития не так давно утвердило перечень профессий, на которые в 2008 году квоты не распространяются. С чем связано включение в перечень топ-менеджеров? У нас нет своих управленцев?

- У нас есть свои управленцы, но мы хотим перенимать новый опыт в управлении персоналом, в управлении бизнес-процессами. С одной стороны, мы создаем свои учебные заведения, как, например, бизнес-школа «Сколково», а с другой стороны, хотим, чтобы персонал занимался внедрением передовых технологий. Во многом это связано с проектами, потому что топ-менеджеры не едут просто так, а едут под определенные проекты.

- Чем обусловлено включение в список узких специальностей, таких как микробиологи, биохимики? Россия планирует расширять соответствующие производства?

- Безусловно, существуют определенные бизнес-проекты, и мы учитывали то, что по ряду специальностей в РФ не хватает собственных кадров. А мы заинтересованы, чтобы эти работники у нас работали, передавали свой опыт. Это во многом связано с новыми технологиями, которые мы сейчас продвигаем. Под конкретный проект приезжают специалисты и помогают нам на нашей площадке осваивать определенное направление.

Однако, это достаточно тонкая материя, и надо четко наладить обратную связь, может быть, с помощью Торгово-промышленной палаты, чтобы понимать, не ошиблись ли мы, чтобы донастраивать систему по мере необходимости.

- Будет ли продолжена такая практика в будущем году? Список может пересматриваться или будет статичным из года в год?

- Мы будем обсуждать эту тему. Надо просто обобщить такую практику. Здесь есть системная проблема: приказ был принят позже, и в квотной кампании 2008 года это не было учтено.

Такая же ситуация с ограничением на работу иностранных работников в ряде сфер. Предложения по определению доли иностранных работников, для которых будет запрещена работа на рынках, в торговле, в фармацевтике, в спортивной сфере на 2009 год, мы должны внести в правительство 15 ноября. При этом квотная кампания уже закончилась 1 июля - до этого момента субъекты рынка должны заявить свою потребность в трудовых мигрантах. Спрашивается, когда субъект не знает, что правительство утвердит в качестве ограничений по доле на следующий год, кого он должен учитывать в своей заявке, а кого нет? Поэтому этот процесс надо корректировать.

- Какие могут быть нововведения в перечне так называемых «внеквотных» профессий?

- Что касается высококвалифицированных работников, есть инициатива Минэкономразвития применительно к особым экономическим зонам. Предлагается для ОЭЗ ввести некий более льготный порядок. И мы готовы рассматривать предложения МЭР и обсуждать их вместе с Федеральной миграционной службой. Например, возможен такой механизм: администрация ОЭЗ будет заявлять о своей потребности в рабочей силе через агентство по особым экономическим зонам, а затем Минздравсоцразвития будет утверждать перечень, который предполагает бесквотное привлечение работников.

- В ряде СМИ проходила информация о планах по возможной отмене квотирования иностранной рабочей силы. Существуют ли такие проекты?

- Мы всегда говорили о том, что надо совершенствовать механизм, и я считаю, более чем двукратный рост по заявкам на рабочую силу от регионов на 2009 год, означает, что мы на правильном пути. Другое дело – надо корректировать законодательство.

Должно быть так: кто не участвовал в квотной кампании, тот не имеет юридически права нанять иностранную рабочую силу. Сейчас это не так. Не участвуя в этой кампании, вы можете легально нанять иностранного работника. Надо научиться регулировать эти процессы.

Другая серьезная проблема – это невозможность контролировать наем иностранных работников физическими лицами. Например, это няни, подсобные рабочие. В Москве и Подмосковье это очень серьезный рынок. Учитывая, что у нас безвизовое пространство со странами СНГ, отрегулировать его, гоняясь за работодателем, невозможно. Видимо, нужно придумать другой режим для этой категории работодателей и работников. Если условно, то можно по этим иностранным работникам по ранее согласованному перечню профессий выделять некую надквотную долю, например 5%. Желающий работать у физического лица в качестве няни, помощника по хозяйству, на других работах такого рода, сможет получать документ, дающий право работать на свободном рынке. Однако, здесь надо понять, как получать страховые взносы за этого работника, потому что, если мы не будем регулировать, мы потеряем этот рынок.

- В этом году ряд регионов жаловались, что еще в июне исчерпали свои квоты по трудовым мигрантам и испытывают дефицит. Как будет совершенствоваться практика дифференцированного квотирования иностранной рабочей силы?

- Как вы знаете, 3 октября было принято постановление правительства РФ, согласно которому квота на текущий год с 1,8 миллиона человек увеличена практически до 3,4 миллиона человек. Уже подготовлены проекты приказов Минздравсоцразвития России по распределению квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам по регионам и профессиям, которые согласованы с ФМС. В этом объеме заложен небольшой резерв, но основная потребность в дополнительной иностранной рабочей силе у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга.

На следующий год мы уже собрали заявки от регионов и должны внести до 15 октября проект постановления, и там мы уже выходим на 3 миллиона 977 тысяч человек. То есть, процесс квотирования, как бы его не критиковали до этого, начинает работать. Это невозможно было увидеть за первый год, зато сейчас это очевидно.

Однако, остаются еще определенные изъяны и главный из них, когда работники из стран СНГ получают разрешение на работу и приходят трудоустраиваться к работодателям, которые в заявочной кампании не участвовали. Нет связи между участием в квотной кампании и гарантированным получением иностранной рабочей силы. Это дестимулирует работодателей. Хотя штрафы и достаточно серьезная разъяснительная работа привели к тому, что если на 2008 год мы первоначально собрали заявок на 1,8 миллиона человек, то на 2009 год – уже на 3,9 миллиона. Регионы начинают осознавать свою ответственность.

Мы хотим, чтобы регионы и работодатели понимали, что если ты в квотной кампании не участвовал, то ты иностранную рабочую силу не получишь. И все попытки сказать, что работники нужны под срочный проект, не помогут. Нужно срочно – найми российских граждан. Рассчитывать и продумывать проект надо заранее, и бизнес должен научиться играть по этим правилам. Понимает же бизнесмен, где и сколько будет стоить земля под проект, где и по какой цене купить стройматериалы, такая же ситуация и с рабочей силой. Если нужных специалистов нет на региональном или российском рынке, надо просчитывать заранее, что потребуется привлечение иностранных работников, либо повышать зарплату.

- Будут ли ужесточаться требования к трудовым мигрантам, приезжающим из-за рубежа?

- Если мы свяжем квоту, заявку работодателя и выдачу разрешений, то, конечно, придется вводить требования. Но это надо делать осторожно, ни в коем случае нельзя резко дергать этот рынок. Безусловно одно: система должна вводиться заранее. Она не должна вводиться в 2009 году применительно к 2010-му. Я считаю, что в 2009-м должны быть объявлены правила игры на 2012 год.

- С учетом того, что все планы социально-экономического развития страны ориентированы на привлечение иностранных работников, каким образом Минздравсоцразвития будет проводить "селекцию" кадров, ориентируясь на эти потребности?

- В концепции социально-экономического развития страны есть раздел, посвященный совершенствованию привлечения иностранной рабочей силы. Кроме того, там есть тезисы о более эффективной легализации внутренних трудовых отношений. Проблема легального труда иностранных граждан такая же. Во-первых, нам надо легализовывать труд российских граждан.

Кроме того, у нас есть серьезные резервы: это рост производительности труда с внедрением новых технологий, а также трудоустройство таких групп граждан, как инвалиды или мамы, сидящие с детьми. Я не считаю, что у нас не хватит трудовых ресурсов. Нам необходимо их использовать более эффективно, а это значит бережнее относиться к их здоровью и навыкам.

Интервью вела специальный корреспондент РИА Новости Екатерина Ефимова
Ответить 


Сейчас посетителей на этом форуме: 54, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 54
Зарегистрированные пользователи: Нет

Вы не можете создавать темы
Вы не можете редактировать сообщения
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете прикреплять файлы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете удалять сообщения
Вы не можете голосовать

XML / RSS