Рубрики газеты
Форум
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Ну а теперь можно и подышать.. b.radikal.ru
19.09.18 22:39
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Ну и теперь, сколько там, пол одинадцатого вечера, пришла очередь бригады.. Вчера это было в районе двух ночи.. d.radikal.ru
19.09.18 22:33
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Теперь имею право немного полежать на диване.. a.radikal.ru Ну и кошка разумеется.. Тоже устала..
19.09.18 22:28
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Укрепили наконец то гипсокартон, который был так себе и начали ровнять или равнять его, как ни странно.. b.radikal.ru
19.09.18 22:25
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Ну наконец то.. Практически замазка готова.. Сегодня вызывали замерщика дверок, по 6 см еще и профиль пластиковый займет, это помогло решить с размером будущей полки в холодильнике.. d.radikal.ru
19.09.18 22:24
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Прислужники власти или глас народа?

Евгений ШИБАРШИН

Общественные советы в Казахстане работают больше года. Пора подводить итоги 

Общественные советы, созданные на уровне республиканских ведомств и местных органов государственного управления, существуют более года. Законодательство наделяет новые формирования широкими полномочиями: они могут организовать общественный контроль над деятельностью структур исполнительной власти и даже повлиять на их решения. Удалось ли на деле реализовать эти возможности?

«Мертворожденное дитя»

Закон «Об общественных советах» еще не вступал в силу, а некоторые эксперты, увидев в нем положение о формировании советов с участием государственных органов, уже резюмировали: дитя, мол, мертворожденное.

Ни одни слушания, организованные общественными советами, не вызвали у граждан такого интереса, как вопрос о переименовании улиц в Костанае 

Анализируя состав советов, созданных в Костанайской области, действительно видишь обилие представителей акиматов и руководителей НПО, тесно сотрудничающих с властью. Выражать точку зрения, которая может расходиться с мнением местного руководства, таким людям проблематично. Поэтому невольно заразишься скепсисом к очередной затее казахстанских реформаторов одемократить систему госуправления.

А тут еще и случай подвернулся, подтверждающий негативные прогнозы. Известный в Казахстане политолог Досым САТПАЕВ, согласившийся возглавить общественный совет при Едином накопительном пенсионном фонде, решил покинуть этот пост.  

- Причина проста, - пояснил он. - У нас все чаще стали возникать принципиальные разногласия с ЕНПФ по поводу того, чем должен заниматься общественный совет, в каком направлении двигаться и какие вопросы поднимать.

Кенжебек Укин - один из активных участников слушаний, проводимых областным общественным советом

Вышли из совета и несколько его единомышленников. После чего в экспертном сообществе возникла дискуссия, участники которой пытались ответить на вопрос: нужны ли вообще такого рода общественные советы? Мнения оказались неоднозначными.

Если посмотреть, чем занимались советы в Костанайской области, тоже возникает двоякое чувство. Скучать от безработицы им вроде бы некогда. Судя по информации, которая публикуется на специальных страницах сайтов акиматов и маслихатов, вопросы для обсуждения возникают каждый месяц. Одно настораживает: подавляющее большинство из них - согласование проектов решений акимата или маслихата. Причем в протоколах об итогах обсуждения очень редко встретишь отметку с предложением изменить вариант, предложенный местной властью.

Неужели эти документы настолько удовлетворяют потребности местных жителей, что общественникам нечего добавить? И почему так мало вопросов, которые рассматривались по инициативе самих советов? Секретарь общественного совета Костанайской области Валерий ВИШНИЧЕНКО объяснил эту ситуацию недостаточной проработкой закона «Об общественных советах».

- Многие детали не учтены, - отмечает он. - В законе записано, что проекты нормативно-правовых актов (НПА) местных органов власти должны рассматриваться в общественном совете, который формируется областным маслихатом. Про города и районы забыли упомянуть. Получилась ловушка: документы, которые должны рассматриваться в городах и районах, поступали в общественный совет области. Нас завалили документами. Как можно углубиться в содержание отдельно взятого правового акта, если их 300? У нас ведь все работают на общественных началах. А департамент не регистрирует ни одно решение акимата или маслихата, если оно не рассматривалось общественным советом. Мы уже через 10 дней после создания нашего совета (кстати, он в республике на уровне областей сформирован самым первым) направили письмо в министерство юстиции и Парламент, чтобы внесли поправки в законодательство. Нас поддержали в Астане, после чего приняли поправки в законе «О правовых актах».

Выяснилось, что и этого недостаточно. В соответствии со ст. 5 закона «Об общественных советах» эти структуры участвуют в разработке и обсуждении проектов НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Однако четких критериев, чтобы определить, какие документы касаются прав, свобод и обязанностей граждан, нет.

- Бывает, департамент юстиции пытается нас поправить, что мы не по всем документам выражаем свое мнение, - возмущается Вишниченко. - Но мы-то как раз выбираем только те акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан. Хорошо, что в составе областного общественного совета есть опытный юрист Сергей Жалыбин. Чего не скажешь о других советах. Как им делать такую оценку? Мы и по этой позиции направили свои предложения минюсту. Ответа пока не получили.

На злобу дня

Работа в областном общественном совете людей, имеющих богатый опыт работы на всех уровнях власти и в различных отраслях, в отличие от их коллег в городах и районах, очевидно, помогает ставить в повестку и вопросы на злобу дня.

Например, большой резонанс получили слушания, которые провел общественный совет по нормам потребления товарного газа для потребителей, не имеющих приборов учета на 2016-2019 годы. К этой теме совет возвращался трижды. Не обошли общественники вниманием и скандальные изменения законодательства по вопросам временной регистрации. По результатам слушаний направили письма в МВД и Парламент. Министерство ответило: административные меры воздействия на нарушителей миграционного законодательства будут приниматься только после окончания переходного периода. В течение этого срока правительство должно утвердить типовые правила регулирования миграционных процессов, после чего аналогичные документы будут разработаны еще и местными властями.

Советам в городах и районах обсуждать темы республиканского уровня, возможно, не с руки. Но и на местном уровне злободневных вопросов, требующих их вмешательства, более чем достаточно. Например, в 2017 году участились факты вырубки деревьев в Костанае, что стало поводом для публикаций в СМИ. Почему бы общественному совету Костаная не провести слушания по поводу соблюдения Правил содержания и защиты зеленых насаждений? Председатель общественного совета Костаная Владимир СОВА сослался на то, что в данном качестве он работает всего один месяц, да и о такой проблеме еще не слышал. Хотя согласился, что даже в качестве профилактики эта тема сейчас актуальна. Но тут дело в том, что он и еще один член совета - депутаты городского маслихата. Для них прикосновение к городским темам чаще происходит через этот выборный орган.

- Мы в маслихате получаем всю информацию о делах в городе и там все обсуждаем, - отметил Сова.

Не могу утверждать, что подобное явление - чуть ли не правило во всех общественных советах Костанайской области, но то, что в их составе достаточно много депутатов, а некоторыми руководят заместители председателей местных организаций партии «Нур Отан» - это факт. Закон этого не запрещает, но таким людям наверняка даже чисто психологически сложно ощутить особенность своего статуса в качестве члена общественного совета. А ведь совет хотя и является консультативно-совещательным органом, но, имея в арсенале такой набор способов воздействия на власть, может многое сделать полезного. Даже, казалось бы, в таком недоступном для общественности деле, как кадровая политика в госструктурах. Закон предполагает участие общественников в различных госкомиссиях. Двух членов общественного совета области включили в состав комиссии по комплексной аттестации госслужащих.

- У нас появилась возможность реально посмотреть, кто сегодня работает в должности акима сельского округа и заместителя акима района по социальным вопросам, - рассказывает член совета Николай ПЕЧЕРИЦА. - Именно эти люди отвечают за социальное самочувствие населения. Мы могли дать им оценку. Среди них были молодые люди, которые имели очень интересные суждения о государственной службе. Их рекомендовали для выдвижения на более высокие должности. Были и такие, которым давали понять, что им лучше уйти.

Нужна системная работа

Судить о личном вкладе общественников, работающих в аттестационных комиссиях, достаточно сложно. Важнее - тот факт, что у них есть каналы влияния. Сумеют ли члены советов этими каналами воспользоваться? Первый год работы показал, что активничают в них далеко не все. Но обновление советов в законе предусмотрено только один раз в 3 года. Как провести ротацию досрочно, никто не знает. Потребность есть, а механизма нет.

Валерий Вишниченко: «Общественный совет области попал в правовую ловушку»

Есть и другая серьезная проблема. Многие темы при обсуждении требуют квалифицированной оценки. Привлечь экспертов тоже непросто. Им для изучения нужно время, а его нет. Особенно выпукло это проявляется при обсуждении проектов решений по бюджету.

- Тут нужна системная работа членов совета, - считает Валерий Вишниченко, - а ее пока нет. Для подготовки слушаний по реформе образования мы, например, привлекали общественное объединение «ГрИн». Они провели социологический опрос. Но по бюджету нужно, чтобы эти вопросы кто-то отслеживал постоянно. Бюджет ведь просчитывается и обосновывается экономистами акимата, и нам трудно доказывать, почему деньги с одной статьи расходов нужно забрать и перевести на другие нужды.

Не все благополучно и с распространением информации о деятельности советов. Пока ее в виде скупых сведений можно получить на сайтах акиматов и маслихатов, да еще по эпизодическим публикациям в СМИ. Николай Печерица считает, что помогли бы выездные встречи членов совета с населением. Но во всех этих вопросах на поверхность всплывает сакраментальный вопрос: а кто оплатит понесенные расходы? Финансовую сторону деятельности советов государство не оговаривает. А денег у них нет даже на бумагу для протоколов своих заседаний.  

- Но при всем этом у нас есть возможность высказать свое мнение. И власть, на мой взгляд, к мнению общественности прислушивается, - сделал вывод Печерица.

Тем не менее он считает, что разработчикам закона «Об общественных советах» пора бы выехать в регионы и проанализировать, как его нормы работают на практике.

Будто услышав это пожелание, официальная Астана запланировала в октябре 2017 года провести I Республиканский мажилис общественных советов. Там и подведут итоги, а также будут вырабатываться предложения по внесению изменений в закон.

Мне же представляется, что активизировать работу новой структуры могли бы и сами граждане. Пока они со своими проблемами выходят сразу в акимат или в СМИ. А ведь можно задействовать и общественные советы. И уже таким способом попытаться получить ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи.

 

Могут ли общественные советы реально повлиять на принятие решений госорганами? 

Юрий КАЛЮЖНЫЙ, исполнительный директор ОФ «Помощь»:

- Механизма влияния советов на решения властных структур, на мой взгляд, нет. Я в этом убеждался не раз, когда меня приглашали на общественные слушания по различным вопросам. Раньше были советы при управлениях областного акимата и общественные организации, которые специализировались на конкретном направлении, могли высказать свои компетентные возражения и рекомендации. Сейчас создали общий совет, в составе которого много бывших госслужащих, ставших во главе общественных организаций, он утратил профессиональную определенность. Там обсуждаются вопросы слишком широкого плана. Каждый из них требует большой информированности и компетентности, а членам совета и приглашенным этого не хватает. В результате общественность только получает информацию, а повлиять на решение власти не может. 

Вадим СОБОЛЕВ, исполнительный директор Ассоциации медиаторов Костанайской области:

- Не могут. Их решения по проектам постановлений органов власти носят рекомендательный характер. Для реального влияния нужны конкретные рычаги воздействия, а их нет. Сейчас общественные советы зависят от акиматов. У них даже собственной финансовой базы нет, поэтому организационные и материально-технические вопросы для них решают местные органы власти. Не зря их иногда называют «советы при акиматах». Чтобы эту проблему убрать, нужно хотя бы включить строчку в статью бюджетных расходов, которые планируются для маслихатов. Или выделять средства по линии государственного социального заказа. 

Петр СВОИК, политический аналитик (Алматы):

- Общественные советы - попытка суррогатной замены неработающих представительных органов. Это все и определяет. У них, конечно, нет перспективы. Даже маслихаты при акимах и Парламент при правительстве хотя и вписаны детально в существующее законодательство, но оказались неработоспособны. Тогда что говорить об общественных советах, у которых нет даже финансовой базы? В лучшем случае могут стать площадкой для попыток выработать только основы каких-то системных решений. Максимум их возможностей - вскрыть проблему и дать предложение по ее решению. Но длительное и полезное пребывание при создавших их государственных органах нереально. Поскольку наши представительные органы недееспособны, возникает иллюзия, что их можно заменить общественными советами. Но они дважды неработоспособны по сравнению с неработоспособными представительными органами. 

Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, член общественного совета Костанайской области:

- На мой взгляд, потенциал влияния на госорганы у общественных советов есть. Например, при корректировке областного бюджета предложили выделить средства для развития игровых видов спорта. Вначале эффекта не было. Мы еще раз вернулись к этой теме. После этого в акимате пообещали при очередном изменении бюджета этот вопрос рассмотреть. Или случай по обсуждению норм газа для потребителей без приборов учета. Да, мы несколько раз обсуждали эту тему и к нам не прислушались, но совет возбудил общественное мнение и в конечном счете этот вопрос вылился в судебное разбирательство. То есть внести какое-то предложение мало. Нужно еще за него побороться. И тут авторитет общественного совета может помочь.


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 6)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

§ Адам
Re: Прислужники власти или глас народа?
Адам


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 930
Регистрация: 16.08.10
Отправлено: 11.05.17 - 01:02 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Код:
или глас народа?

Элементарно: я их - НЕ ВЫБИРАЛ. ;-)
Профайл Посетить вебсайт

Сами с усами
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 11.05.17 - 10:33 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, член общественного совета Костанайской области:

..."- На мой взгляд, потенциал влияния на госорганы у общественных советов есть. Например, при корректировке областного бюджета предложили выделить средства для развития игровых видов спорта. Вначале эффекта не было. Мы еще раз вернулись к этой теме. После этого в акимате пообещали при очередном изменении бюджета этот вопрос рассмотреть."
Обещать -это не значит выполнять! Потенциала как раз и нет поэтому совет и не работает как надо. Кто сказал, что кроме Жалыбина нет квалифицированных юристов? Не ув. С,М. одновременно был председателем областного антикорупцю совета НУР ОТАН и советником акима области. Где теперь аким города, области как с коррупцией в области и это результат работы? Награды и другие почести это все хорошо, но где же реальный положительный результат? Общественники предлагают изменения в НПА, а что предложил уважаемый? Я думала что внесет предложения по совершенствованию ЗРК "Об общественных советах"... Сегодня народ депутатов не избирает если что! Избирает практический сама власть по партийным спискам, голосуют в внутри каждой партии и народ здесь в принципе не причем. Поэтому сами себя избрали и сами теперь с ними и разбирайтесь...

электорат
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 11.05.17 - 12:40 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Сами с усами:
Кто сказал, что кроме Жалыбина нет квалифицированных юристов?

что интересно этот господин всегда выступает обтекаемо по любому вопросу, вроде и сказал много начинаешь анализировать, оказывается ничего не сказал, по видимому такие то и держатся вокруг власти.

§ сайлау курманов
Re: Прислужники власти или глас народа?
сайлау курманов


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 2828
Регистрация: 03.07.12
Отправлено: 11.05.17 - 21:08 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
а сможет это собрание недовольных пенсионеров дать оценку, как состоят дела целиком по стране Код:
Их рекомендовали для выдвижения на более высокие должности. Были и такие, которым давали понять, что им лучше уйти.
Профайл Посетить вебсайт

гость
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 12.05.17 - 09:38 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
электорат:

это профессиональное у юристов :-)

§ Vradon
Re: Прислужники власти или глас народа?
Vradon


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 105
Регистрация: 10.05.17
Отправлено: 12.05.17 - 13:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Нет тут как бы палка о двух концах. Сидели бы молодые, сказали бы что зелень пузатая сидит ничего решить не может. А вообще, у Жалыбина опыт огромный конечно. Вполне себе вдумчивый ответ. Ничего обтекаемого не вижу.
Профайл

§ Trueman4400
Re: Прислужники власти или глас народа?
Trueman4400


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 155
Регистрация: 12.01.16
Отправлено: 12.05.17 - 13:18 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Сами с усами:

А вы на выборах то сами были? Поднялись в воскресенье с дивана, чтобы проголосовать в течении дня? Не думаю. Если есть какие-то предложение - вперед и с песней предлагаем! Знаем мы таких кнопочных экспертов
Профайл

Луноход
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 12.05.17 - 16:14 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
§ Trueman4400. Вы так взволновались! Правда же выбирают депутаты депутатов. Скажите народу что это не так. И объясните почему так. Ответ всем известен. Боимся что не изберут... А вы похоже депутат... Я ходила на выборы, да выбирать некого. Не состою в какой-либо партии, это мое право, а голосуют по партийным спискам, вот и все. И конец моему избирательному праву. В депутаты Парламента выдвигают депутаты маслихатов своих же депутатов и сами голосуют и так далее.
Честное слово рассуждаете как будто на луне живете!

§ Trueman4400
Re: Прислужники власти или глас народа?
Trueman4400


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 155
Регистрация: 12.01.16
Отправлено: 12.05.17 - 16:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Луноход:

Ну судя по вашему нику на луне живёте вы, лол. Волнения ни капли, все от того , что я не депутат (*сарказм) да и спорить с кнопочниками не хочу. "Почему"-, спросите вы. Потому что доказывать кнопочникам все равно что ложкой море черпать, имхо - бесполезно
Профайл

112
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 12.05.17 - 20:01 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Trueman4400:
Знаем мы таких кнопочных экспертов

Между прочим нас называют диванными воинами или кухонными орлами..
С активной Гражданикус позишен..
Кнопочники или клопочники, к нам никоим образом не относится..

§ Trueman4400
Re: Прислужники власти или глас народа?
Trueman4400


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 155
Регистрация: 12.01.16
Отправлено: 12.05.17 - 22:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Называйте себя как хотите, ей богу, как дети малые
Профайл

архимед
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 13.05.17 - 22:56 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Общественный совет, не иначе как глас вопиющего в пустыне! Никто не услышит! Словесная возня, не дающая ничего и не могущая что-либо изменить! Общественный совет-это не гарант и даже не глас народа! Они даже не народный контроль! Чтоб что-то делалось нужно делать как в произведении Некрасова: "Вот приедет барин, барин все рассудит! Без ходоков к гаранту, не будет никто услышан!

Серж
Re: Прислужники власти или глас народа?




Отправлено: 17.05.17 - 12:57 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Влияние и польза от этих советов несомненно есть.Но она столь мизерна,что говорит лишь об иммитации деятельности и галочки ,мол мы вс е видим и если надо изменим сомнительное решение властей.Да и сидят там люди явно заканчивающие свою трудовую деятельность,как правило бывшая номенклатура,вряд ли желающая что то говорить вразрез власти,ну так,по мелочи если.Митька слушает их,да ест,как говорится.Нужны люди независимые от акиматов,способные реально влиять и действовать в интересах народа.Пока это невозможно,по причинам всем известным.Так ,что пока уровень свадебных генералов.




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 211
Пользователей: 0
Всего: 211

Вы гость здесь
^ Наверх