Бизнес, не вписывающийся в закон

Евгений ШИБАРШИН

Пассажирские перевозки бусиками в Россию могут оказаться под запретом 

Заказные бусики для поездок из Костаная в Челябинск, Екатеринбург и обратно у костанайцев стали пользоваться большой популярностью. Забирают чуть ли не из квартиры, подвозят куда скажешь, да и еще в удобное время суток. Но, вполне возможно, этого вида услуг скоро не станет. Очередное обострение застарелого противостояния автобусников и владельцев маршруток - на новом витке. Управление госдоходов по г. Костанаю считает деятельность последних незаконной и для начала одного из них намерено привлечь к административной ответственности.  

Нужна лицензия 

Почему этот бизнес может «накрыться медным тазом»? Да потому что при внимательном рассмотрении всех законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере перевозок с использованием так называемых бусиков, обнаружились нестыковки. Именно они позволяют трактовать правовые нормы в этой сфере как кому заблагорассудится. В конечном счете такие действия могут привести либо к резкому сокращению предпринимателей на этом рынке перевозок, либо и вовсе к их уходу.

Лицензии на международные перевозки выдают только на автобусы

В управлении госдоходов по г. Костанаю посмотрели Закон РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года и посчитали, что международные перевозки пассажиров относятся к лицензированному виду деятельности. У ИП, владеющих бусиками, лицензий не оказалось. В результате дело одного из них - Эдуарда ТЕНА - 7 февраля передали в суд для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Управление госдоходов, ссылаясь на представление Костанайской транспортной прокуратуры и письмо ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области», сообщает судье, что Эдуард Тен «осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа (в Российскую Федерацию) без лицензии на право занятия деятельностью по нерегулярной перевозке пассажиров в международном сообщении». Только с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. он перевез 371 пассажира, в результате чего при стоимости проезда 1 пассажира 3 000 тенге годовой доход составил 8 984 000 тенге.

Предпринимателя Эдуарда Тена (в центре) привлекают к административной ответственности за пассажирские перевозки без лицензии

Заместитель руководителя управления Александр КАИЛЬ, подписавший данный документ, считает, что перевозки ИП Тена попадают под пункт 202 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом от 26.03.2015. Согласно этому документу, речь идет о нерегулярных автомобильных перевозках, которые «осуществляются перевозчиками, имеющими лицензию на право занятия деятельностью по нерегулируемой перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном, межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях».

Раз лицензии у Эдуарда Тена нет, такого рода деяние попадает под ст. 463 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание не только в виде штрафа, но и конфискацию дохода, полученного в ходе административного правонарушения, а также имущества, которым получался данный доход. Если учесть, что у Тена 6 автомобилей, потери будут катастрофическими.

Однако есть тут одна важная тонкость. В п. 202 правил перевозок говорится, что лицензируются перевозки автобусами и микроавтобусами, а Тен и его коллеги по этому бизнесу используют автомобили, имеющие не более 8 пассажирских мест. По этой причине они классифицируются как «легковые автомобили». Этот вид транспорта в пункте 202 не фигурирует.

В беседе с Александром Каилем я обратил его внимание на это обстоятельство.

- Если легковой транспорт там не назван, значит, таким машинам международные пассажирские перевозки в качестве предпринимательской деятельности вообще не разрешены, - ответил заместитель руководителя управления госдоходов.

На это обстоятельство обратил внимание и адвокат Михаил ЩУР. Но у него другая логика.

- В существующих нормах по автомобильным перевозкам есть нестыковки, поэтому в оценке правомерности нерегулярных перевозок нельзя руководствоваться только одной нормой, прописанной в пункте 202. Есть еще пункт 207, в котором регламентируется порядок организации перевозок заказными автобусами, микроавтобусами и легковыми автомобилями. Данные перевозки как раз и подходят под категорию «заказных». Раз легковых автомобилей нет в перечне перевозчиков, чья деятельность лицензируется, то с них и не нужно требовать лицензии.

В этой связи юрист назвал еще один фактор, мешающий получить лицензию перевозчикам с легковыми машинами.

- Чтобы получить лицензию на перевозки, нужно соблюдать определенные технические требования, - заметил Щур. - Их не разработали. 

Гримасы конкуренции

А если пойти по другому пути: считать, что эти автомобили работают как такси. Кстати, Эдуард Тен и его коллеги показали мне постановления по делу об административных правонарушениях в связи как раз с несоблюдением правил, предписанных для такси.

- Но мы не можем оформить наши машины под такси, - сказал Тен. - Для этого у автомобиля должно быть четыре двери с двух сторон. У нас машины другой конструкции.

Получается замкнутый круг. Есть машины, есть люди, а возить пассажиров ни по каким параметрам нельзя. Эта борьба идет уже несколько лет, но, похоже, она вышла на финишную прямую.

- Если суд примет решение о наказании Тена, мы будем готовить материалы для привлечения к административной ответственности других предпринимателей, которые работают без лицензии, - заявил «НГ» Александр Каиль. - Нужно создавать условия для перевозчиков, работающих в правовом поле. Замысел хороший. Если бы еще реализовывался он на правовом поле без мин, заложенных по чьему-то недогляду в законодательном органе.

Этот бизнес существует уже более 15 лет. По не официальным данным, в Костанайской области в такого рода перевозках задействовано уже около 300 машин. Сервис достаточно отлажен. Работают информационные службы, но теперь весь этот механизм может рухнуть. Кто от этого выиграет?

Ответ лежит на поверхности - конкуренты с автобусами, у которых перевозчики на бусиках забирают клиентов. Они имеют лицензии. Вот только собирать пассажиров по подъездам многоэтажек и в частном секторе, возить их к конкретным авиарейсам и поездам для них обернется увеличением расходов. Да и сколько надо мотаться по городу, чтобы насобирать хотя бы полсалона большого автобуса? Кто из пассажиров будет терпеть такое катание? Вот и бомбят они контролирующие госорганы своими письмами с просьбой о «наведении порядка». Откликаются.

- 28 февраля нашу машину остановил инспектор дорожной полиции недалеко от поселка Карабалык, - рассказала «НГ» одна из пассажирок бусика Наталья КОСТЕРИНА. - Он взял документы у водителя, а нас попросили пройти в помещение полиции. Там была какая-то женщина, которая представилась юристом транспортной компании, и еще какой-то мужчина в штатском. Тоже сказал, что представитель компании. Полицейский попросил документы, посмотрел и вернул. Потом двух девушек попросили написать объяснения, куда они едут, брал ли водитель с них деньги. Нас продержали около часа. На другой машине ехала моя подруга - их задержали на час 40 минут.

Выяснилось, что это были представители ТОО «СП Кушниров». Эта компания действительно осуществляет международные перевозки на своих автобусах и давно уже пытается призвать своих конкурентов «к порядку».

Директор ТОО Леонид КУШНИРОВ в телефонном разговоре со мной подтвердил, что они действительно были на этом пункте дорожной полиции.

- Полицейский выяснял, является ли эта машина такси, но водитель сказал, что везет родственников, после чего стали опрашивать пассажиров и выяснилось, что водитель врал, - рассказал Кушниров. - После этого полицейский оформил документы на привлечение водителя к административной ответственности за нарушение правил перевозок.

Получается странная история. Один из участников определенного сегмента рынка по вполне понятным мотивам ищет способы вытеснения конкурентов и находит партнеров среди контролирующих государственных органов. Хорошо, если б его правовые претензии были достаточно обоснованными. Вопросы не возникли бы. В нашей ситуации получается, что при очевидной неясности правовой основы в этой сфере автомобильных перевозок госорганы принимают позицию одной из конфликтующих сторон и используют административный ресурс, мало заботясь о последствиях своих решений.

Я спросил у Кушнирова, смогут ли они обеспечить те же услуги, что и их конкуренты?

- Мы же не против, чтобы они работали, но пусть все делают по закону, - ответил Кушниров. - Мы же несем затраты на то, чтобы работать по закону, пусть и они на свои деньги покупают такие же автомобили, но с 4 дверями на две стороны и работают как такси.

Он, конечно, не станет просчитывать, смогут ли конкуренты учесть его рекомендации. Зачем? Но государственные органы должны же думать о последствиях.