Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию

Президент страны Нурсултан Назарбаев на XVI очередном съезде партии «Нұр Отан» выдвинул 5 институциональных реформ:

- формирование современного государственного аппарата;

- обеспечение верховенства закона;

- индустриализация и экономический рост;

- нация единого будущего;

- транспарентное подотчетное государство.

Одна из перечисленных выше реформ - «Обеспечение верховенства закона», непосредственно касается судебной системы республики. Меры по её дальнейшему совершенствованию, указанные в плане, предусматривающем 100 конкретных шагов по реализации этих реформ, будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности судебной системы и усилению борьбы с коррупцией.

Исполнение институциональной реформы «Обеспечение верховенства закона» предполагает разрешение следующих мероприятий, связанных с судебной системой Республики Казахстан: 

- оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой;

- ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности;

- выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики;

- усиление подотчетности судей, разработка нового Этического Кодекса судей;

- внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов;

- расширение области применения суда присяжных;

- обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах;

- создание  отдельного  судопроизводства по инвестиционным спорам;

- создание в г.Астане международного арбитражного центра AIFC ;

- создание Международного Совета при Верховном Суде Республики Казахстан;

- сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения процедур и ускорения процесса.

Президент определил оптимизацию инстанции судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию – переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Из-за прохождения пяти инстанций рассмотрение дел нередко затягивается на длительное время. Нигде в мире нет надзора, все дела завершаются уже на кассационной стадии. Стороны не могут судиться бесконечно долго, в каждом деле должна быть поставлена окончательная точка без всякой волокиты. И самое главное, тот или иной судебный акт должен быть законным и справедливым.

Оптимизацию инстанций судебной системы проведут для упрощения доступа граждан к правосудию. При переходе к трехуровневой системе районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроизводство первой инстанции, в областных сосредоточится апелляционная инстанция, в Верховном суде – кассационная.   Задача состоит в том, чтобы основная часть судебных дел находила свое разрешение на местах. За Верховным судом сохраняется функция обеспечения единообразной судебной практики по республике.   

Планируется создание Института правосудия при Верховном суде, расширение подсудности суда присяжных, выделение отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам и развитие арбитража.

Предстоит ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Предлагается повысить до 30 лет возрастной ценз для кандидатов в судьи, при этом не менее пяти лет их стажа должны быть связаны с непосредственным участием в судебных процессах. При сдаче квалификационных экзаменов для них дополнительно внедрят систему ситуационных тестов и психологического тестирования. Они будут проходить перед решением вопроса о назначении их судьями годичную стажировку в судах. После назначения молодым специалистам предстоит отработать годичный испытательный период. Для обеспечения принципа меритократии предлагается установить требование о наличии для кандидата в судьи областного суда не менее пяти лет стажа работы судьей районного и приравненного к нему суда, а для претендентов в судьи Верховного суда – не менее 10 лет судейского стажа, из них не менее пяти – областным судьей.   

Действительно, при отборе кандидатов в судьи очень важно, кем и где работал ранее кандидат в судьи. Практика показывает, что вновь назначенные судьи, имеющие до назначения судьей стаж работы в судах в качестве секретарей судебного заседания и специалистов суда, более подготовлены и без каких-либо осложнений адаптируются к требованиям, предъявляемым к судьям, и достаточно качественно отправляют правосудие.

Так, секретарь судебного заседания, являясь процессуальным лицом, непосредственно участвует при рассмотрении дела судьей, имеет доступ к ознакомлению с различными категориями дел и споров, рассматриваемых судом, и непосредственно участвует при рассмотрении дел, у него складывается мировоззрение об ответственности судьи перед государством и народом при отправлении правосудия, наравне с судьей несет ответственность за соблюдение процессуальных норм при рассмотрении дела в суде.

В связи с этим, предлагаемая Президентом реформа по обеспечению верховенства закона, в частности, при отборе кандидатов в судьи, внедрение обязательной нормы – пять лет стажа участия в судебных процессах – продиктовано временем и окажет благотворное воздействие на пополнение рядов судей более подготовленными молодыми судьями, что способствует повышению уровня профессионализма судей при отправлении правосудия.

Кроме этого, под лицами, имеющими пятилетний стаж работы, связанный с участием в судопроизводстве, наряду с работниками судов, предлагается понимать следственных работников правоохранительных органов, прокуроров, адвокатов, поскольку хотя не все из них физически находятся на судебных процессах, но имеют огромный опыт в подготовке тех или иных материалов в суды, сталкиваются с различными жизненными ситуациями, знают судебную практику.

Судья Жараспаева Гульжаухар

Рудненский городской суд

Костанайской области