ТАКСИ – ВНЕ «ЗОНЫ ДОСТУПА»?
До 1 декабря 2006 года в Костанае все фирмы, оказывающие услуги такси, должны представить в рабочую комиссию городского акимата заявки на заключение с ним договора.
– Договоры с исполнительной властью – это обязанность, прописанная в законе РК «Об автомобильном транспорте», – пояснил «НГ» специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ. – Их обязаны заключать все перевозчики. Это даёт плюс потребителям услуг такси. Хотя бы в том плане, что на плохое обслуживание они могут жаловаться не только в саму фирму, оказывающую услуги, но и в акимат.
Однако обязаны – ещё не значит «сделают». В прошлом году перевозчикам предъявлялось то же требование. По данным отдела транспорта, в областном центре около 30-ти действующих таксомоторных фирм, однако договоры заключили только 15.
Почему? Закон фактически не работает. К примеру, в прошлом году, несмотря на массовый характер нарушений, ни один из хозяев таких фирм, так и не заключивших договор, не был привлечён к ответственности. В акимате считают, что санкции должно предъявлять управление транспортного контроля. Специалисты этого ведомства с таким распределением обязанностей не согласны.
– Организатором перевозок является акимат, – пояснил «НГ» главный специалист отдела лицензирования управления транспортного контроля Афанасий КАН. - Мы на сегодня связаны по рукам и ногам тем, что в законодательстве до конца не регламентированы наши функции именно по такси. По многим пунктам закона только идёт разработка.
В реальности, по словам специалиста, получается, что наложить взыскание транспортный контроль может только по жалобам граждан. А плановые проверки проводят только в тех фирмах, которые заключили договора с акиматом. Остальные – «вне зоны доступа». Да и те, которые зарегистрированы, детально и постоянно проверять невозможно.
– Конкретно мы проверяем на безопасность дорожного движения, исправность автомобиля, состояние здоровья водителя, его квалификацию. Но ведь таксисты выходят в смену ежедневно, естественно, что проверять их каждый день, либо ездить вместе с ними мы не можем, поэтому полагаемся на жалобы клиентов, - говорит специалист.
Отсутствие договора между ыирмой такси и акиматом – само по себе одно из главных нарушений. Однако, по словам Кана, на сегодня по этому поводу выписано лишь одно предписание. На одного-единственного таксиста.
Ситуация выглядит ещё более безнадёжной, если учесть, что вообще-то каждый из водителей должен лично заключать договор с акиматом. Ведь каждый из них, согласно Налоговому кодексу, – индивидуальный предприниматель. Известно, что большинство этого не делают.
Если такси в акимате не зарегистрировано, то у управления транспортного контроля нет даже адреса фирмы, и специалисты не имеют права давать предписания.
- Проводить внеплановые проверки – тоже чревато. Одно время мы делали рейды по рабочим местам «бордюрщиков», но прокуратура усмотрела в наших действиях превышение должностных полномочий, - пояснил Кан.
Честно говоря, такого рода сложности функционирования злосчастного закона «Об автомобильном транспорте» показывают, что пока такси у нас катаются вовсе не в правовом поле, а в поле чудес и абсурда.
Кстати, с идеей поставить всех таксистов «на счётчик», то есть обязать установить в каждой машине таксометры за свой счёт, акимат тоже распрощался. Ведь по закону налоговый режим определяет сам предприниматель. И если он хочет использовать разовый талон или кассовый аппарат – это его право. Таксометры в этом случае будут рассматриваться как двойное налогообложение. В общем, пока все попытки исполнительной власти акимата влиять на этот рынок услуг сильно пробуксовывают.
Ольга ЛИХОГРАЙ