ЧЕМ БЫЛ СССР И КТО МЫ САМИ?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
Ноябрьские дни из года в год продолжают навевать вопросы, обозначенные в заголовке. И неудивительно, что они столь часто оказываются стержневыми среди вопросов, поднимаемых СМИ, включая и разнообразные телепередачи. В числе последних - и встреча на канале «Ностальгия» в передаче «Рождённые в СССР» с мэтром российской литературы Василием Аксёновым. Если бы речь шла просто о человеке, пусть даже достаточно известном и своеобразном писателе, передача, возможно, и не заслуживала бы упоминания на газетных страницах. Но перед нами был не просто один из кумиров 60-х, диссидент, проведший четверть века в Америке, причём преподававший в американских университетах, где, по его собственным словам, он «стал интеллектуалом», а человек-позиция, чётко сформулировавший свое кредо. Причём такое кредо, которое исповедуют отнюдь не единицы. А здесь уже есть, о чем и поразмышлять, и поспорить.
Позиция же эта довольно проста. СССР на протяжении всех 70-ти лет - это «Родина-сука». При Сталине - так просто тихий ужас, тысячи и тысячи жертв террора. Да и потом не малина. Психушки, душащая свободную мысль и свободное искусство цензура… Зато сегодня, по крайней мере, в России - расцвет городов и ещё немалые изменения, хотя до полной демократии ещё далеко. Да и оружием не надо бы бряцать. Надо скромно согласиться со своей новой ролью и жить, как люди… на Западе. И вообще, нечего болтать о евразийстве. Мы - Запад. И жить надо, исходя из этого. Что же касается Америки, то она - мировой лидер, и ежели откажется от сей роли, то последствия для всего мира непредсказуемы (понимай: ужасны). Одно только изумляет мэтра: почему наш народ, который начали просвещать в конце 80-х, абсолютно не прореагировал на критику культа и прочего. Некий же Борис из Нью-Йорка в ходе передачи упорно настаивал на том, чтобы комсомол приравняли к гитлерюгенду. Что ж, им из Нью-Йорка что-то, может быть, и виднее. И всё-таки наши новые мэтры, интеллектуалы из «самой» Америки удручают.
Конечно, и Гражданская война, и репрессии - это ужасно. Однако ни по времени, ни по сути вся история СССР не могла быть только историей репрессий и иных злодеяний, так же, как, скажем, история имперского Рима не может быть сведена к дикостям калигул и неронов, а история русского царизма - к зверствам Грозного или экстравагантностям Павла. И если уж вчерашняя Родина была для вас, господа, «сукой», то где гарантия, что она не покажется вам таковой снова, стоит только какому-нибудь неуёмному представителю власти притормозить ваш свободный творческий порыв?
Ещё грустнее потрясающая старомодность подобной позиции. Ну, проходили мы уже это, когда люди издалека, став интеллектуалами в Забугорье, учили свой неразумеющий народ уму-разуму и дивились его темноте и неразумению. Да ведь перед нами всё тот же большевизм, но только сплющенный, суженный до толщины промокашки и перекрашенный в демократические цвета. Поиски причин народной боли исчезли напрочь, зато уверенности в своём праве поучать - хоть отбавляй. Только на гордо реющем знамени нового интеллектуализма имя Маркса заменено иными именами. Но, может быть, упрямый народ не внемлет новым просветителям не из-за тупости, а оттого, что те сами так и не удосужились попытаться понять этот народ?
И, наконец, третье. Диссидентство, как явление, в чём-то напоминало аристократический атеизм 18-го столетия. Но без его блеска. Конечно, советское диссидентство было сложнее, но мне почему-то сейчас оно в немалой мере представляется бунтом пресыщенных барчуков. Конечно же, были и Высоцкий, и поэтический бум. Но это же не диссидентство в полном смысле слова. Диссидентство же (или, если хотите, свобода) «Метрополя» и т.п. – это игры тусовки. И я далеко не уверен, что для истории в целом и истории культуры, в частности, они будут особенно интересны. Кто сегодня, кроме специалистов, вспоминает гностиков, например? А вот первопечатника Фёдорова и иконописца Андрея Рублева - отнюдь не диссидентов - помнят…
Меня могут упрекнуть, что я и не попытался коснуться второго вопроса. Попробуйте ответить на него сами. А ещё лучше, если этот ответ дадут наши дела.