На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 47 (243)
23 ноября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  

ЧЕМ БЫЛ СССР И КТО МЫ САМИ?

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ

Ноябрьские дни из года в год продолжают навевать вопросы, обозначенные в заголовке. И неудивительно, что они столь часто оказываются стержневыми среди вопросов, поднимаемых СМИ, включая и разнообразные телепередачи. В числе последних - и встреча на канале «Ностальгия» в передаче «Рождённые в СССР» с мэтром российской литературы Василием Аксёновым. Если бы речь шла просто о человеке, пусть даже достаточно известном и своеобразном писателе, передача, возможно, и не заслуживала бы упоминания на газетных страницах. Но перед нами был не просто один из кумиров 60-х, диссидент, проведший четверть века в Америке, причём преподававший в американских университетах, где, по его собственным словам, он «стал интеллектуалом», а человек-позиция, чётко сформулировавший свое кредо. Причём такое кредо, которое исповедуют отнюдь не единицы. А здесь уже есть, о чем и поразмышлять, и поспорить.

Позиция же эта довольно проста. СССР на протяжении всех 70-ти лет - это «Родина-сука». При Сталине - так просто тихий ужас, тысячи и тысячи жертв террора. Да и потом не малина. Психушки, душащая свободную мысль и свободное искусство цензура… Зато сегодня, по крайней мере, в России - расцвет городов и ещё немалые изменения, хотя до полной демократии ещё далеко. Да и оружием не надо бы бряцать. Надо скромно согласиться со своей новой ролью и жить, как люди… на Западе. И вообще, нечего болтать о евразийстве. Мы - Запад. И жить надо, исходя из этого. Что же касается Америки, то она - мировой лидер, и ежели откажется от сей роли, то последствия для всего мира непредсказуемы (понимай: ужасны). Одно только изумляет мэтра: почему наш народ, который начали просвещать в конце 80-х, абсолютно не прореагировал на критику культа и прочего. Некий же Борис из Нью-Йорка в ходе передачи упорно настаивал на том, чтобы комсомол приравняли к гитлерюгенду. Что ж, им из Нью-Йорка что-то, может быть, и виднее. И всё-таки наши новые мэтры, интеллектуалы из «самой» Америки удручают.

Конечно, и Гражданская война, и репрессии - это ужасно. Однако ни по времени, ни по сути вся история СССР не могла быть только историей репрессий и иных злодеяний, так же, как, скажем, история имперского Рима не может быть сведена к дикостям калигул и неронов, а история русского царизма - к зверствам Грозного или экстравагантностям Павла. И если уж вчерашняя Родина была для вас, господа, «сукой», то где гарантия, что она не покажется вам таковой снова, стоит только какому-нибудь неуёмному представителю власти притормозить ваш свободный творческий порыв?

Ещё грустнее потрясающая старомодность подобной позиции. Ну, проходили мы уже это, когда люди издалека, став интеллектуалами в Забугорье, учили свой неразумеющий народ уму-разуму и дивились его темноте и неразумению. Да ведь перед нами всё тот же большевизм, но только сплющенный, суженный до толщины промокашки и перекрашенный в демократические цвета. Поиски причин народной боли исчезли напрочь, зато уверенности в своём праве поучать - хоть отбавляй. Только на гордо реющем знамени нового интеллектуализма имя Маркса заменено иными именами. Но, может быть, упрямый народ не внемлет новым просветителям не из-за тупости, а оттого, что те сами так и не удосужились попытаться понять этот народ?

И, наконец, третье. Диссидентство, как явление, в чём-то напоминало аристократический атеизм 18-го столетия. Но без его блеска. Конечно, советское диссидентство было сложнее, но мне почему-то сейчас оно в немалой мере представляется бунтом пресыщенных барчуков. Конечно же, были и Высоцкий, и поэтический бум. Но это же не диссидентство в полном смысле слова. Диссидентство же (или, если хотите, свобода) «Метрополя» и т.п. – это игры тусовки. И я далеко не уверен, что для истории в целом и истории культуры, в частности, они будут особенно интересны. Кто сегодня, кроме специалистов, вспоминает гностиков, например? А вот первопечатника Фёдорова и иконописца Андрея Рублева - отнюдь не диссидентов - помнят…

Меня могут упрекнуть, что я и не попытался коснуться второго вопроса. Попробуйте ответить на него сами. А ещё лучше, если этот ответ дадут наши дела.

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КОЕ-ЧТО О ПЕРЕХОДЕ НА ЛАТИНИЦУ
Уже одно то, что вопрос необходимости изучения перевода казахского языка с кириллицы на латиницу был озвучен самим президентом Назарбаевым, как и то, что в бюджете на следующий год предусмотрены огромные деньги на развитие языков, говорит о том, что переход готовится.

ВМЕСТО ЦЕПЕЙ КРЕПОСТНЫХ
Недавно у нас на селе повеяло отверженным прошлым: как и при социализме, передовикам уборки вручали кое-где принародно почётные грамоты.

ЧЕМ БЫЛ СССР И КТО МЫ САМИ?
Ноябрьские дни из года в год продолжают навевать вопросы, обозначенные в заголовке. И неудивительно, что они столь часто оказываются стержневыми среди вопросов, поднимаемых СМИ, включая и разнообразные телепередачи.