[an error occurred while processing this directive]
«МЫ БОИМСЯ СТАВИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕЛИ»
С большим вниманием прочитал материал о Данияре Шаяхметове «Не надо доказывать, надо жить» («НГ» №31 (226) от 3 августа 2006 года). Согласен с Данияром Фаязовичем, что педагогам необходимо иметь идеи, которые помогут обходиться без застоя в работе. Интересна идея о ротации кадров. В откровенном разговоре с коллегами мы часто говорим, что действительно наступает некоторая деградация личности воспитателя. Может, это ещё и результат того, что мы боимся ставить перед воспитанниками большие цели.
Когда восемь лет назад я впервые переступил порог вспомогательной школы-интерната №2 Костаная (до этого 23 года проработал в сельских школах физиком), то в первой же беседе старший воспитатель предупредила, что это больные дети и любой шаг необходимо согласовать со старшим воспитателем, короче, инициатива наказуема.
Целый год приглядывался к работе воспитателей и учителей, к воспитанникам. Вижу, ходят здоровенные детины, ничем практически не загруженные, без какой-либо цели, и от безделья пьют, курят, воруют. Решил, а почему бы не организовать секцию тяжёлой атлетики - опыта, по крайне мере, было предостаточно, не одному сельскому парню помог найти дорогу в большой спорт. На второй год организовал секцию на общественных началах. Зная по опыту работы, что увлечь спортом можно только детей 10–12 лет, у более старших обычно появляются другие интересы, набрал учащихся 5-6-х классов, и работа началась. Самое интересное, что среди этих мальчишек и девчонок оказались довольно талантливые, одарённые дети.
Каким же образом мы можем помочь этим девочкам и мальчикам, чтобы они «засверкали» наподобие Ольги Шишигиной или Юрия Шатунова? Да никаким! Система образования, существующая у нас, не разрешает переход детей с ограниченными возможностями - да ещё если их родители лишены родительских прав - в школы для одарённых детей. Просто это никому не нужно: ни обществу, ни, тем более, педагогам. Зачем загружать себя лишними хлопотами? Задачу поставило государство: вовремя накормить детей, одеть, обуть, спать уложить - вот и делайте своё дело и не морочьте никому голову.
Конечно, для многих детей, попадающих в наши учреждения, блага цивилизации, которые они получают, немаловажны. Ведь чаще всего это дети из неблагополучных семей, где не было элементарных условий для нормального развития ребёнка. Жестокое обращение родителей, недоедание, антисанитария, пьянство, разврат - чего только не видели наши дети. Попадая к нам, они оттаивают душой и телом. Но не хлебом единым жив человек! Как быть ребенку, если он генетически предрасположен к физическому совершенству, а не к умственному. Он никогда не достигнет вершин Ломоносова, но, может быть, он прирождённый Майк Тайсон? Кто должен увидеть в нём этот талант и помочь ему раскрыться? Воспитатель, учитель физкультуры? Вопросов больше, чем ответов.
Из своего горького опыта знаю, что если нашего талантливого воспитанника перевести в условия, где он может совершенствоваться как спортсмен, он может достигнуть многого. Но найти талант мало, хотя это тоже труд не одного дня, ему нужно создать условия для развития, чтобы он заблистал всеми гранями, как бриллиант. К сожалению, у нас таких условий в области нет.
Посещая другие города нашей страны, невольно намётанным глазом присматриваюсь к подросткам из других регионов. Сравнивая с нашими такими же девчонками и мальчишками, склоняюсь к мысли, что молодежь Костаная и области заметно физически более развита. Рослые, широкоплечие, красивые. Но почему только ничтожная их часть мечтает о лаврах чемпионов, а большинство тратит энергию в ночных клубах или пивных барах? Когда мы, наконец, поймём, что во всём цивилизованном мире человек живёт хорошо за счёт своих способностей, таланта! А мы всё норовим урвать кусочек от общего пирога за счёт блата, могущественного родственника, папы, мамы, но никак не за счёт своего титанического труда и упорства.
Мухтар ТУРСУНОВ, воспитатель школы–интерната №2, тренер ОДЮСШ №1, Костанай
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]