На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 9 (205)
1 марта 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Арт-обстрел
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

МОЖЕТ ЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ СТАТЬ СУБЪЕКТОМ ПРАВА?

Вадим СОБОЛЕВ, юрист

Государство, называющее себя демократическим, предполагает участие народа в решении наиболее насущных, жизненно важных задач. Конституция Казахстана это право предусматривает. А вот некоторые подзаконные акты и постановления вступают с ним в неразрешимые противоречия. В качестве примера - самый актуальный для нас сегодня вопрос: очередное повышение тарифов. В Костанае публичные слушания по этому вопросу должны состояться 7-го марта.

Публичное рассмотрение заявок монополистов регламентируется постановлением правительства РК за №376 от 21.04.03 года. «Правила проведения публичных слушаний при рассмотрении заявок на утверждение или изменение тарифов (цен, ставок, сборов) субъектов естественной монополии». Какие же права потребителю дают эти «Правила»?

Участие политических партий, общественных объединений, профсоюзов в работе по рассмотрению заявок не предусматривается (см. п.3 «Правил»). Исключение составляет общество защиты прав потребителей, которого (я имею в виду настоящее ОЗПП, а не очередную юридическую контору под аналогичным названием) у нас нет.

Участникам слушаний не предоставляются материалы заявок монополистов с расшифровками тарифных смет. В результате потребители не могут заранее изучить и проанализировать эту жизненно важную для них информацию и, следовательно, обоснованно защитить свои интересы.

Гражданам, которые смогут попасть на эти слушания, остаётся только безропотно (за проявления протеста выдворяют из зала в соответствии с п.14 «Правил») выслушать голословные запросы монополистов и удовлетворить их аппетиты. Ведь проект предварительного решения лежит уже на столе у председателя слушаний (п.12 «Правил»). Но в целях «усиления защиты прав потребителей в сфере тарифной политики» и «соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии» кое-что разрешили и нам – «участники слушаний имеют право высказать свою точку зрения» (п.15 «Правил»). Правда, «мнения, выраженные участниками публичных слушаний, носят рекомендательный характер и принимаются к сведению» (п.17 «Правил»), то есть реально не имеют никакого значения.

Вот ведь что получается. У нас от монополистов тайн нет. А у них, как сказано в заключительном, 20-м пункте «Правил», «сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не подлежат оглашению на публичных слушаниях без согласования с субъектом естественной монополии». И это пресекает все попытки получить достоверную информацию. При этом составителей «Правил» не заботит, что они ущемляют наши с вами конституционные права. Например, право каждого гражданина «ознакомиться с затрагивающими его …интересы документами, решениями, источниками информации» (п.3 ст. 18 Конституции РК), а также право каждого свободно получать и распространять информацию (п.4 ст.20).

Пункт 2 статьи 13 Конституции предусматривает право каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Но потребитель отдельным истцом выступить практически не может. Ему нечем документально доказать иск. Так что его правосубъектность остается чисто декларативным положением.

Реальная возможность гражданина бороться за своё выживание должна проявиться и в проведении публичных слушаний. Это тоже проявление народовластия. И это не менее важно, чем организация КОДов или возрождение в какой-либо форме народного контроля.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КОГДА РАСТУТ ТАРИФЫ…
2-го марта в Костанайской области начинаются публичные слушания по поводу повышения тарифов. Что на практике означает одно: коммунальные услуги неминуемо вздорожают. Что думают об этом сами потребители?

МОЖЕТ ЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ СТАТЬ СУБЪЕКТОМ ПРАВА?
Государство, называющее себя демократическим, предполагает участие народа в решении наиболее насущных, жизненно важных задач. Конституция Казахстана это право предусматривает. А вот некоторые подзаконные акты и постановления вступают с ним в неразрешимые противоречия.

КОНЕЦ ЭКСПЕРТНОМУ СОВЕТУ,
Создание экспертного совета в отличие от других я встретила с энтузиазмом. Понравилась идея придать процессу прозрачность. Появилась реальная возможность ознакомиться с предоставленными документами «Костанай-Су», ГКП «Костанайгаз» не во время публичных слушаний, как это было раньше, а заранее, в удобное для тебя время.