[an error occurred while processing this directive]
А ТАМ ХОТЬ НЕ РАССВЕТАЙ?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
В минувшую неделю многие из нас стали свидетелями, а кто-то и участниками двух заметных для области событий: очередного августовского форума учителей и встреч с ратующими за подъём духовности представителями «Ак орды». Оба этих события вполне естественно слились в одно целое: ведь духовность, о которой стало так модно говорить, - не может явиться на свет без школы.
Но вот что такое духовность? И что значат все эти почины в мире, который видел уже столько радужных мыльных пузырей самых разнообразных начинаний – от «великого почина» вождя мирового пролетариата, до бенгальского фейерверка перестроечных пустышек. Не пахнет ли здесь очередным Горбачёвым, которого иные политики сравнивают с петухом: прокукарекал, а там хоть не рассветай! Был бы почин, был бы очередной лозунг – а остальное всё приложится. Ежели ж не приложится – тоже не беда. Найдём новый почин, еще смачнее прежнего. По крайней мере, мы, зачинатели нового и вечного, без работы никогда не останемся. Увы, наученные горьким опытом земляки порою скептически относятся ко всякого рода начинаниям, а тем паче связанным с такой тонкой и не совсем понятной материей, как духовность.
Мог бы над чем-то иронизировать, а с чем-то поспорить и я. Но, думаю, сегодня важнее другое – общий поиск того, что мы вместе могли бы сделать. А остроумная и эффектная полемика – дело второе. Вон, в семнадцатом году, сколько было расчудесных ораторов и премудрых голов! А к власти пришли большевики. И не потому, что лучше других говорили, а потому что, хорошо ли, плохо ли, а дело стали делать.
Так что же нам всем по силам? Думаю, многое, если только мы не станем ограничиваться словами. Что же касается собственно духовности, то, не уходя в дебри теории, замечу лишь, что по моему глубокому убеждению она сегодня, конечно же, не относится только к религии, и уж тем более к нескольким из известных нам религий. Грамотный безбожник или неверующий, то есть тот, кто не отрицает идею высшего Разума, скрытой Мировой Гармонии, но не относит себя к последователям какой-то конкретной религии, легче найдет общий язык с грамотным верующим, нежели фанатик одной религии – с фанатиком другой. Но я абсолютно согласен с тем, что «воинствующий атеизм», подчеркиваю, не атеизм, как система убеждений, а «воинствующий атеизм», опирающийся на мощь государства, был слабостью наших недавних лет.
Существенны и этнические грани проблемы духовности. И тут национально-культурные центры могли бы быть значимыми долгие и долгие годы. Не стоит только забывать, что проблемы национального и межнациональных отношений – это не проблемы лишь народных танцев, шашлыка, борща или пельменей. Конечно, упомянутое прекрасно. Но основа всех межнациональных проблем - в социальном: в возможностях профессионального роста, обретения соответствующего статуса, возможности иметь средства к существованию и желательно достойному. Без всего же этого любые объединения – национальные или какие-то иные могут оказаться пёстрыми бантами, прилепленными к черепам скинхедов или чем-то вроде пестрых галстуков на рваных футболках.
Чтобы этого не было, необходима серьёзная опора на пусть еще далеко не совершенную науку. Области необходим центр сопоставительного изучения культур. Центр, в котором с максимально возможной честностью и широтой и мировой опыт изучался бы, и наша действительность не забывалась. Ведь не секрет, что тысячи лет в самых разных странах мира разделение труда имело и этническую, и даже этно-конфессиональную окраску. Например, индийские джайны предпочитали торговлю, а вот сикхи – стремились к военной службе. Свои особенности есть и у народностей, населяющих Казахстан. Я не стал бы их абсолютизировать, увековечивать, но и игнорировать, пожалуй, тоже ни к чему. Изучать надо, и всерьез, а не для рапортов…
Что касается лично меня, то я – за почины, и за жизнь этих починов в делах. Иными словами за то, чтобы и петухи кукарекали, и солнце каждый день всходило над общей для нас всех землей.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]