На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 35 (179)
1 сентября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  
[an error occurred while processing this directive]

А ТАМ ХОТЬ НЕ РАССВЕТАЙ?

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ

В минувшую неделю многие из нас стали свидетелями, а кто-то и участниками двух заметных для области событий: очередного  августовского форума учителей и встреч с ратующими за подъём духовности представителями «Ак орды». Оба этих события вполне естественно слились в одно целое:  ведь духовность, о которой стало так модно говорить, -  не может явиться на свет без школы.

Но вот что такое духовность? И что значат все эти почины в мире, который видел уже столько радужных мыльных пузырей самых разнообразных  начинаний – от «великого почина» вождя мирового пролетариата, до бенгальского фейерверка перестроечных пустышек. Не пахнет ли здесь очередным Горбачёвым, которого иные политики сравнивают с петухом: прокукарекал, а там хоть не рассветай! Был бы почин, был бы очередной лозунг – а остальное всё приложится. Ежели ж не приложится – тоже не беда. Найдём новый почин, еще смачнее прежнего. По крайней мере, мы, зачинатели нового и вечного, без работы никогда не останемся. Увы, наученные горьким опытом земляки порою скептически относятся ко всякого рода начинаниям, а тем паче связанным с такой тонкой и не совсем понятной материей, как духовность.

Мог бы над чем-то иронизировать, а с чем-то поспорить и я. Но, думаю, сегодня важнее другое – общий поиск того, что мы вместе могли бы сделать. А остроумная и эффектная полемика – дело второе. Вон, в семнадцатом году, сколько было расчудесных ораторов и премудрых голов! А к власти пришли большевики. И не потому, что лучше других говорили, а потому что, хорошо ли, плохо ли, а дело стали делать.

Так что же нам всем по силам? Думаю, многое, если только мы не станем ограничиваться словами. Что же касается собственно духовности, то,  не уходя в дебри теории, замечу лишь, что по моему глубокому убеждению она сегодня, конечно же, не относится только к религии, и уж тем более к нескольким из известных нам религий. Грамотный безбожник или неверующий, то есть тот, кто не отрицает идею высшего Разума, скрытой Мировой Гармонии, но не относит себя к последователям какой-то конкретной  религии, легче найдет общий язык с грамотным верующим, нежели фанатик одной религии – с фанатиком другой. Но я абсолютно согласен с тем, что «воинствующий атеизм», подчеркиваю, не атеизм, как система убеждений, а «воинствующий атеизм», опирающийся на мощь государства, был слабостью наших недавних лет.

Существенны и этнические грани проблемы духовности. И тут национально-культурные центры  могли бы быть значимыми долгие и долгие годы. Не стоит только забывать, что проблемы национального и межнациональных отношений – это не проблемы  лишь народных танцев, шашлыка, борща или пельменей.  Конечно, упомянутое прекрасно. Но основа всех межнациональных проблем - в социальном: в возможностях профессионального роста, обретения соответствующего статуса, возможности иметь средства к существованию и желательно достойному. Без всего же этого любые объединения – национальные или какие-то иные могут оказаться  пёстрыми бантами, прилепленными к черепам скинхедов или чем-то вроде пестрых галстуков на рваных футболках.

Чтобы этого не было, необходима серьёзная опора на пусть еще далеко не совершенную науку. Области необходим центр сопоставительного изучения культур. Центр, в котором с максимально возможной честностью и широтой и мировой опыт изучался бы, и наша действительность не забывалась. Ведь не секрет, что тысячи лет в самых разных странах мира разделение труда имело и этническую, и даже этно-конфессиональную окраску. Например, индийские джайны предпочитали торговлю, а вот сикхи – стремились к военной службе. Свои особенности есть и у народностей, населяющих Казахстан. Я не стал бы их абсолютизировать, увековечивать, но и игнорировать, пожалуй, тоже ни к чему. Изучать надо, и всерьез, а не для рапортов…

Что касается лично меня, то я – за почины, и за жизнь этих починов в делах. Иными словами за то, чтобы и петухи кукарекали, и солнце каждый день всходило над общей для нас всех землей.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КОГДА МЫ ДОГОНИМ УКРАИНУ И ПОЛЬШУ С ЧЕХИЕЙ?
В прямом телеэфире президента важное место было отведено обоснованию того, почему Казахстану не грозит «цветная революция». Сославшись на В. Гюго («Нищета рождает революцию, а революция – нищету»), Нурсултан Назарбаев заявил: «Сегодня казахстанская экономика в 2 раза превышает Украину, Азербайджан, в 2,5 раза - Грузию, Молдову и т.д. О средней заработной пла

ЕСЛИ СЕКТЫ ЗАПРЕЩАЮТ - ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО
На минувшей неделе в Костанае побывали представители республиканского общественного движения «Ак орда». Тема встречи за круглым столом в конференц-зале КГУ не явилась чем-то неожиданным - разговоры об этом в СМИ ведутся уже давно. Если описать, что было говорено там в двух словах, получается вот что: неплохо бы ограничить (читай - запретить) деятельность ряд

А ТАМ ХОТЬ НЕ РАССВЕТАЙ?
В минувшую неделю многие из нас стали свидетелями, а кто-то и участниками двух заметных для области событий: очередного августовского форума учителей и встреч с ратующими за подъём духовности представителями «Ак орды». Оба этих события вполне естественно слились в одно целое: ведь духовность, о которой стало так модно говорить, - не может явиться на свет