[an error occurred while processing this directive]
НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА
Валентин Ким, студент Челябинского университета
Эти слова сейчас понимают несколько иначе, чем подразумевалось в Библии: не возводи других людей в ранг идеала, всегда помни, что они тоже живые люди со своими достоинствами и недостатками. Но, тем не менее, свято место пусто не бывает. Как показывает практика, человек просто не может жить без некоего символа, маяка, на который нужно держать свой путь, с которым следует сравнивать свои мысли и поступки. Вопрос тогда состоит в том, откуда берутся такие образцы для подражания? Творит ли народ своих героев? Или герои сами появляются из народа, и он признаёт их? Или что-то среднее?
Кто же они?
В годы юности моего отца каждый мальчишка знал, что лучшие люди человечества - это Нильс Бор, Лейбниц, Резерфорд, Норберт Винер, Форд, Томас Эдисон… Многие учили наизусть их биографии, мечтали стать такими же, как они. И становились. Двигали вперед науку и технику, строили самые быстрые подводные лодки и самолеты, самые точные системы наведения и баллистики. До сих пор в большой науке тон задает поколение, выросшее на поклонении кумирам науки и техники. Средний возраст ученых в России - около 60-ти лет.
При этом бывали перегибы, вспомним хотя бы известное мартыновское: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Но, повторюсь, всеми достижениями современной цивилизации, которыми мы так гордимся, мы обязаны тем самым физикам.
Грустная истина в том, что все проходит. Прошла и мода на науку. Быть может, мир просто устал от неуёмного прогресса, ежедневно выдающего всё более масштабные и пугающие новинки. И вот настало новое время.
В 60-е среди интеллигенции очень модно было вздыхать об утрате духовности, о том, что отношения между людьми становятся технологичными, рациональными, бездушными. Вспомнить хотя бы движение антисайентистов. Естественным казалось, что вот теперь-то, после полувекового забвения, на сцену жизни с лозунгом «Красота спасет мир» и под гром аплодисментов наконец-то выйдет её Величество Культура. На сцену действительно что-то вышло: одетое в аляповатые и безвкусные одежды шоумена, сопровождаемое яркими, разноцветными вспышками цветомузыки и четкой, ритмичной «мелодией» из четырёх нот.
Культурологи до сих пор спорят о сущности феномена массовой культуры. Не мне встревать в дискуссию профессионалов. Но обратить внимание на один очень важный момент следует. Природа не терпит пустоты, и место низвергнутых кумиров науки и техники в умах заняли множество мелких идолов: поп- и рок-звезды, киноактеры, шоумены… По всей стране идет популярнейший конкурс по отбору самых-самых талантливых и одарённых в начинающие исполнители. Киноактёры получают в сотни и тысячи раз больше, чем учёные, работающие над фундаментальными проблемами науки.
По данным фонда «Общественное мнение» от 1998-го года, науку в рейтинге престижных профессий выбрал 1% опрашиваемых. В более новом опросе от 2002-го года профессия ученого отсутствует. На Западе ситуация лучше: по данным агентства Harris Interactive, в списке престижных специальностей в США профессия учёного делит пятое место с профессией актера.
Не секрет, что на практичном Западе среди самих учёных не пользуются большим успехом фундаментальные теоретические исследования, например, по математике, топологии. Для них очень сложно найти спонсора. Большей финансовой поддержкой пользуется прикладная наука, дающая конкретные результаты. Ученые тоже люди, и если им предлагают платить в сотни раз больше за разработку новой эргономической формы кресла…
В конце концов, говорят: чтобы выровнять, надо перегнуть в другую сторону.
Не даёт покоя другая мысль: культ науки и техники середины прошлого столетия дал начало современному научно-техническому взлёту. Он продолжается и даже набирает обороты. Но куда дальше поведёт мир наше поколение, преклоняющееся перед «Руки вверх» и «Сплин», «Rammstein» и Бритни Спирс? Боюсь, что ответ даст лишь время.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]