На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 41 (132)
7 октября 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Право на выбор
Забойный отдел
Наш бизнес
Агромаркет
Политика KZ
Страна и мир
Арт-обстрел
Поиск
Квартирный вопрос
Зверские дела
36,6 С
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

НАСКОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНА НАЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИКА

Вслед за карагандинцами предстояло выступать нашей костанайской команде, пардон, труппе – русской драматической - со спектаклем по пьесе М.Ауэзова «Карагоз» в постановке столичного режиссера Исмухана Абаева.  Вспоминая предыдущие горячие судейские  дебаты по поводу расчлененной Медеи, и играть, и смотреть было нелегко. Актерам - потому что фестиваль достиг апогея, по-олимпийски накалив страсти, зрителям - потому  что ощущали себя болельщиками и в большинстве своем пришли на спектакль получить не столько удовольствие эстетическое, сколько спортивное.

…После спектакля на судейском «ковре» наша труппа не выглядела уставшей: люди творчества устают только тогда, когда таковое отсутствует. Уставшим выглядело жюри. Первым свой приговор вынес заслуженный деятель культуры Казахстана, режиссер Алматинского театра юного зрителя Жанат Хаджиев:

- Я увидел театр 1950-х годов.

После такой нелестной оценки в зале воцарилась неловкая пауза, которую предстояло разрядить Сакену Жунусову, народному писателю Казахстана, драматургу, лауреату Государственной премии. Уходя от общей оценки спектакля, он объяснил всем присутствующим этимологию имен главных героев пьесы, посетовал на то, что на возлюбленном Карагоз  была совсем не та казахская шапка, перечислил ряд других бытовых неточностей, в завершение своего выступления все-таки сказал:  «Пойдет». Чем и разрядил обстановку. 

Эдуард Жалкыбаев, наоборот, начал с оценки общей:

- Замечательно, что казахская  классика идет на сцене русского драматического театра. Плохо то, что костанайские актеры так сильно старались, что перестарались: слишком много было визга и воя. Так много, что, вспомнив великого Станиславского, мне хотелось после каждой сценической реплики, выкрикнутой в зал,  сказать - не верю. К сожалению, именно своим криком актеры разрушили обаяние трагедии Карагоз.

Далее Эдуард Галиевич отметил, что сегодня казахскую классику невозможно убедительно сыграть без национального сценического акцента – им в спектакле стала исполняемая вживую под домбру казахская песня. Заканчивая свое выступление, журналист вспомнил о режиссуре. Приговор был таков:  «прямолинейная, лобовая, стандартная».

Перед выступлением профессора Сании зал снова замер в паузе: эта молодая женщина успела зарекомендовать себя критиком строгим, интеллектуальным, ориентированным на  профессиональные оценки театральных постановок с современных инновационных позиций:

- Актерский крик на сцене – это болезнь  казахстанского театра в целом, - начала искусствовед, дав понять, что эта проблема слишком мелкая, для того чтобы уделять ей драгоценное время. (К этому моменту стрелки на часах приближались к половине десятого ночи).  Госпожу Кабдиеву больше интересует другая сложнейшая проблема – адаптация национальной классики в театрах–носителях иных национальных традиций и иного языка. Неожиданно для всех она похвалила исполнительницу роли Карагоз, между прочим, воспитанницу нашей доморощенной костанайской театральной школы Юлию Кудряшову и слегка покритиковала за прямолинейность образа («прямо Кабаниха из «Грозы») актрису Раису Полухину.

Председателю жюри профессору Национальной академии им. Т. Жургенова (Алматы), народному артисту РК  Маману Байсеркенову наша Раиса Полухина понравилась настолько, что он публично объяснился ей в любви.  Апеллируя к классической формуле Станиславского «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры», господин Байсеркенов выразил  восторг по поводу игры народного артиста РК Вячеслава Борисовича Колпакова, которому в спектакле досталась роль суперэпизодическая, но мастерство большого профессионала старой школы и старой актерской закалки сделали образ более значимым, чем в тексте.              

Обсуждение закончено. Теперь всех болельщиков и участников интересует одно: станет ли наша любимая труппа победителем, пардон, лауреатом фестиваля? Малый зал пустеет. Но постепенно заполняется другой, рабочий, без парадной отделки и иллюминации.  

22.00. За длинным столом с дачными помидорами, редкими бутылками со спиртным и дежурными бутербродами с подорожавшей колбасой собрались виновники – команда, пардон, труппа нашего русского драматического. Здесь своя жизнь, своя аура, свои суждения и оценки.

Заслуженный артист РК Виктор Крепкин:

- На мой взгляд,  жюри отнеслось к трактовке пьесы «Карагоз» режиссером Абаевым предвзято. Я в корне не согласен с резкой оценкой режиссуры спектакля. Абаев предложил нам, актерам, передать на сцене кипение шекспировских страстей.  Почему только никто из членов жюри этого не увидел?

Актриса Валентина Битюкова:

- Интересно, когда они сами ставят русскую классику,  выдерживают ли во всем русские традиции?

Владислав Клыков:

- Я не хочу никого судить. Мое дело – добросовестно выполнять свою работу. А потом ведь мнение жюри может не совпадать с мнением зрителей. Я не раз слышал иные оценки нашего спектакля ими. Но, наверное, истину надо искать где-то посередине.

Вячеслав Колпаков:

- Бывает же такое: за полторы страницы текста роли вдруг услышать на три страницы комплиментов…

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

У КАЗАХСТАНСКИХ ТЕАТРОВ ТОЖЕ ЕСТЬ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Только вот именуют их иначе – фестивали. В этом олимпийском году нашему городу доверено было принять ХII Республиканский театральный фестиваль, торжественное открытие которого состоялось 1 октября, а торжественное закрытие ожидается завтра.

КОГДА НЕТ МЕСТА КУЛУАРНОСТИ
Это может отметить каждый, кто приходил в течение прошедшей недели в здания казахского и русского костанайских театров драмы.

НАСКОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНА НАЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИКА
Вслед за карагандинцами предстояло выступать нашей костанайской команде, пардон, труппе – русской драматической - со спектаклем по пьесе М.Ауэзова «Карагоз» в постановке столичного режиссера Исмухана Абаева.

МЫ ВСЕ - СОБСТВЕННОСТЬ АКИМАТОВ
ОРАЗАЛИ АКЖАРКЫН-САРСЕНБЕК, художественный руководитель и директор казахского музыкально-драматического театра им. С.Муканова (Петропавловск)