[an error occurred while processing this directive]
КАЗАХСТАН: НОВЫЕ КРИТЕРИИ БИЗНЕСА
13 октября Президент Казахстана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» №487-11. В соответствии с этим законом вводятся критерии определения субъектов частной предпринимательской деятельности. Интересно сравнить эти нормы с теми, что планируют ввести в России.
Категория бизнеса
|
Казахстан
После 13.10.2003 г. |
Россия
в 1-м квартале 2004 г. |
Микробизнес |
Физические и юридические лица, со среднегодовой численностью работников до 10 человек |
Численность рабочих 10 человек с годовым оборотом менее 15 млн рублей (около 75 млн тенге) |
Малые предприятия |
Физические и юридические лица, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП (до конца 2003 года - 25 млн 320 тыс тенге) |
Число рабочих менее 100 человек. При этом, ограничения по годовому обороту не устанавливаются |
Средние предприятия |
Физические и юридические лица, со среднегодовой численностью работников до 250 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 325 000 МРП (283 млн 400 тыс тенге); |
Число рабочих до 250 человек с годовым оборотом до 500 млн рублей (около 2,5 млрд тенге). |
Упрощённое налогообложение |
Жёсткие критерии вынуждают предпринимателей дробить свои предприятия, либо уводить часть бизнеса в «тень». |
Планируется повысить предел, с которого предприятия могут перейти на упрощенную схему уплаты налогов. Сейчас эта схема доступна только лишь микропредриятиям. |
Как видно из таблицы, Россия намерена установить более мягкие критерии определения субъектов бизнеса, позволяющие предпринимателям не искать способы уклонения от налогообложения.
Комментарий Департамента экономики и торговли.
Указанные критерии микробизнеса, малого и среднего предпринимательства в Казахстане определены в соответствии с международными рекомендациями, представленными в документе ООН ЕЭК IND/Ac/3/3 от 22 октября 1996 года и в Рекомендациях Комиссии от 2 апреля 1996 года по поводу определения малых и средних предприятий (Official Journal L107, P.4-9).
На наш взгляд критерий субъектов микробизнеса требует доработки, в связи с тем, что отсутствует ограничение общей стоимости активов и поэтому однозначно отделить субъект микробизнеса от субъекта малого предпринимательства не представляется возможным.
Однако, в случае, если Вы намереваетесь использовать специальный налоговый режим в виде упрощенной декларации, эти новшества Вам не помогут, так как вышеприведенные критерии определения субъектов предпринимательства значительно расходятся с критериями установленными Кодексом о налогах.
Так, специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:
1) для индивидуальных предпринимателей:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятнадцать человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
предельный доход за налоговый период составляет 4,5 млн.тенге;
2) для юридических лиц:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек;
предельный доход за налоговый период составляет 9 млн.тенге.
Для тех, кто не соответствует перечисленным в ст.376 Кодекса условиям, применяется общеустановленный порядок налогообложения.
Таким образом, если предприниматель хочет воспользоваться упрощенным способом при налогообложении, ему необходимо либо соблюдать эти ограничения, либо дробиться на несколько предприятий, или же, что хуже всего, некоторую часть своего бизнеса «держать в тени». То есть у предприятия малого предпринимательства нет никакого стимула вырасти в средний или крупный бизнес. Кроме того, непонятно, для чего вообще определять критерий «среднего бизнеса» и отделять его от «крупного», если всё равно он не пользуется никакими льготами. Это, пожалуй, самый главный недостаток в действующем законодательстве, касающийся вопросов малого предпринимательства.
[an error occurred while processing this directive]