[an error occurred while processing this directive]
А НУЖЕН ЛИ ТАНГЕНС?
КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ СОБИРАЕТСЯ ВНЕСТИ ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КУСАИН КАТКЕНОВ
Пока идею школы принципиально нового поколения Кусаин Амангельдинович только вынашивает. В связи с недавним Днем учителя и двухлетием в должности директора департамента образования мы попросили рассказать Кусаина Амангельдиновича о том, какой, возможно, станет костанайская школа через несколько лет.
- Кусаин Амангельдинович, в чем же суть вашего проекта?
Для начала скажу о том, что навело меня на мысль о реформе. Недавно я познакомился с материалами международной программой оценки качества учащихся PISA. В ней принимают участие школьники из 32 стран, в том числе из России. Школьники были отобраны, можно сказать, самые лучшие - из Москвы, Питера, Новосибирска, Томска. Оттуда, где традиционно самая сильная база, педагогический состав. Оценка проводилась по трем параметрам: литературная грамотность, математическая и, кажется, уровень коммуникативности. Так вот, результаты этого тестирования стали ошеломляющими для российских ученых. Наши школьники, имеющие высокий уровень академических знаний, в общем зачете оказались на четвертом месте от конца.
- И какова причина?
- Оказывается, наша система образования перегружена академическими знаниями, которые не востребованы в реальной жизни. Возникает вопрос - зачем нужно такое образование? Что главное - дать знания или научить ребенка ориентироваться в жизни? Я приведу пример: для того чтобы провести в области один урок, требуется 60 миллионов тенге в год. А сколько мы сегодня даем таких уроков, где прививаем ненужные знания?
- Например?
- Например, на уроке технологии наши мальчики до сих пор занимаются знаете чем? Обработкой металла напильником. Кто и где сейчас применяет такую технологию? Это же дикость - напильником точить болванку. И мы тратим деньги на такие бесполезные уроки.
- Вы предлагаете заменить устаревшие технологии на более современные?
- Я предлагаю изменить принципы. Вот посмотрите, жизнь изменилась, экономика изменилась, а школа осталась советской. Той самой, которая обслуживала потребности плановой советской экономики. Для каждой эпохи характерна своя система образования, и нужна своя школа. А нам до сих пор все навязывают сверху. Никто не спрашивает учеников, нравятся ли им учебники, образовательные маршруты, программа. Считают, что сверху виднее. Вот эти принципы чужды нашему обществу, которое стремится быть демократическим. Общество сегодня не удовлетворено школой. Ее нужно менять и приводить в соответствие с современной эпохой.
- Лично у вас уже есть конкретные проекты?
- Да. Создана рабочая группа по этому вопросу, есть идеи, которые мы оформим в ближайшее время и представим в министерство образования. Первое, что мы хотим, - предложить новые подходы в системе образования. Школе сегодня не нужно давать указания сверху. До нас необходимо довести, каким должен быть конечный результат и основные ключевые моменты. Все остальное - выбор методик, учебников, политики - дело директоров и учителей. Тогда у педагогов появится возможность проявить свое мастерство.
- Вы сказали, что учебники нужны другие:
- Я говорю, что их можно использовать. Почему школьники должны учиться по одним и тем же учебникам? Кто сказал, что они самые лучшие? Учебники есть откровенно плохие, с откровенно плохим содержанием. Так почему не учиться по тем, которые лучше? Все дело в том, что в создании школьной программы участвуют люди, которые посвятили этому жизнь, сделали на этом докторские, кандидатские. Их ментальность не позволяет признать, что не все идет удачно.
- Как вы думаете, опыт каких стран можно использовать при внедрении новой системы образования?
- Многих. Например, такие проекты внедряются в Финляндии, Канаде, Австралии. Главный принцип - уйти от жесткой регламентированной системы. Они понимают, что всех нельзя загонять в один формат, надо смотреть на индивидуальные способности ребенка.
- Если ваш проект одобрят, с чего начнется "новый век" образования?
- Возьмем две школы в Костанае и Рудном, как экспериментальные площадки. Основой будет действующий стандарт - знания к концу, например, 4 класса. Но в этих школах не все темы будут изучать подробно. Вот, например, вы знаете что такое тангенс и котангенс? А в жизни это знание применяете? И не будете никогда применять. Такие знания нужны одному из тысячи детей. К тому же, я думаю, в деятельность этих школ не стоит активно вмешиваться. Вот мы сегодня приезжаем в школу и говорим - у вас структура урока неправильна. Да какое наше, чиновников, дело, к конце концов? Это дело учителя, по какой схеме обучать детей. Главное, чтобы был результат. А он, я уверен, будет.
Беседовала Диана ОКРЕМОВА
[an error occurred while processing this directive]