На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 34 (230)
24 августа 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
Страна советов
Неслучайные встречи
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

АКИМ, ДАЙ ПОРУЛИТЬ!

По данным «НГ», руководство Костаная, захлебнувшееся в  потоке жителей, вынужденных по всякой мелочи идти в акимат, подумывает над возрождением в микрорайонах областного центра органов самоуправления. Пора подумать об этом и горожанам. Костанай меняется на глазах, особенно в его центральной части. Но ведь есть и другие микрорайоны, где тоже живут люди. Доходят ли туда средства из городской казны? Кто контролирует их использование? Когда-то в каждом микрорайоне существовали комитеты общественного самоуправления (КОСы), которые выполняли эту функцию. Их упразднили. А что взамен?

На этот вопрос отвечу сразу – ничего. Теперь аким вынужден лично контролировать порядок в городе. И это притом, что за десять лет городской бюджет вырос почти втрое (без учёта трансфертов), а, значит, и увеличился объем выполняемых работ. Например, в этом году только на поддержание необходимого санитарного состояния в областном центре предполагается израсходовать 53 млн. тенге бюджетных средств, на обеспечение освещения улиц – 38 млн., на благоустройство территории (включая посадку зелёных насаждений) – 51 млн. В сумме это почти одна шестая часть всего городского бюджета десятилетней давности.

Разумеется, в Костанае есть службы, которые при помощи этих денег призваны обеспечивать порядок. Правда, порядка пока маловато. Опыт показывает, что люди бережнее относятся к среде своего обитания, когда сами принимают участие в её формировании. В конце 80-х в Костанае для этого создали комитеты общественного самоуправления микрорайонов (потом их переименовали в территориальные комитеты самоуправления).

КОСов не стало – проблемы остались

Тогда местная власть решила один из самых сложных вопросов – нашла источники финансирования КОСов. На их нужды шло 60% административных штрафов, собранных на закрепленных за ними территориях (остальные 40% расходовались на содержание там пунктов правопорядка). Только в последний год своего существования они освоили 21 млн. тенге. Из них 12 млн. ушли на содержание аппарата тринадцати КОСов, а остальные – на те самые мелкие дела, до которых у акимата никогда не доходят руки.

С принятием новых законов подобные формы финансирования перестали вписываться в правое поле. В итоге на рубеже 21-го века в городском акимате решили больше не испытывать судьбу и закрыли этот «эксперимент». Но проблема осталась. Вскоре она дала о себе знать резким увеличением количества обращений граждан в акимат. Если раньше с наболевшим шли к председателю КОСа, то теперь поехали к городскому начальству. Причём, это не означало, что проблемы горожан стали решаться лучше.

- Ко мне до сих пор приходят жильцы нашего микрорайона со своими бедами, – сетует экс-председатель КОСа «Молодежный» Людмила ПРУТЯН. – И хотя я теперь не обязана их выслушивать, но как отказать? Мы даже сохранили на первых порах некоторые комиссии. Правда, уже при Ассоциации ПКСК микрорайона «Молодёжный».

На новый уровень

Так что же теперь делать? Говорят – нужно дождаться принятия Закона «О местном самоуправлении». Парламент предполагает рассмотреть его уже нынешней осенью. Может и правда, не стоит ломиться в уже полуоткрытую дверь?

Депутат Костанайского городского маслихата Негмет СУХАНОВ считает иначе. Он опирается на свой опыт руководства КОСом в районе ДК «Строитель».

- Уже сегодня некоторые костанайцы объединились, зарегистрировав свои дома как объекты кондоминиума, - говорит депутат. – Интересы граждан по содержанию жилья могут стать фундаментом для их объединения на более высоком уровне – в ассоциации кондоминиумов в границах определённой территории. В частном секторе, где невозможно создать кондоминиумы, хозяева домов могут сформировать квартальные комитеты и тоже вступить в ассоциацию.

По мнению Суханова, существующие сегодня ПКСК и КСК можно упразднить, передав их ремонтные службы ассоциациям. Кондоминиумы и ассоциации, открыв свои счета в банке, смогут производить финансовые расчёты друг с другом только за реально оказанные взаимные услуги. Учитывая заинтересованность людей, устойчивость ассоциаций будет максимальной. И почему бы не сделать их опорой городской власти для управления делами в микрорайонах?

Идея, высказанная Сухановым, достаточно привлекательна. Ведь при всех недостатках ПКСК с их помощью произошли серьёзные сдвиги. Собственники квартир стали более активными. Что касается организационно-правовой формы, то будет ли это ассоциация, общественное объединение или что-то другое, – можно ещё подумать. Тем более что в будущем Законе «О местном самоуправлении» форма будет чётко сформулирована.

Где взять деньги?

Если в предлагаемой Сухановым модели в плане по содержанию жилья какая-то определённость есть, то как быть с другими функциями, которые раньше выполняли КОСы? Где взять деньги на их реализацию? Возможно, нужно будет провести своего рода «оптимизацию» - пока не брать на себя обязанности, которые не будут подкреплены финансами. Сегодня достаточно восстановить связь по обмену информацией между горожанами и городской властью, заняться благоустройством территорий дворов, работой с подростками, ветеранами, инвалидами и укреплением правопорядка в микрорайоне. Тем более что опыт в этих направлениях уже накоплен.

- Повадился в нашем дворе один бизнесмен ставить свою машину на детскую площадку, - рассказывает Людмила Прутян. – В очередной раз, когда он туда заехал, мы сняли номер. Когда он пришёл к нам ругаться, мы номер, конечно, отдали, но предложили привезти на детскую площадку песок. Машину больше туда не ставил и песок привёз. Он потом нам рассказывал, как его за это благодарили бабушки во дворе.

Для подобных акций денег не надо. Кто сегодня запрещает вместо оформления дела на привлечение к административной ответственности в качестве альтернативы предложить отработать на благоустройстве? А что мешает уже в следующем году в городском бюджете предусмотреть средства на предоставление грантов этим же ассоциациям (по модели Суханова) для работы с детьми и другими категориями граждан? Нет препятствий правового характера и по заключению договоров о сотрудничестве между акиматом и этими негосударственными структурами. Можно предоставить им право наладить общественный контроль выполнения городских программ по благоустройству и санитарной очистке. Никто не мешает будущим ассоциациям кондоминиумов заключать договоры с городскими предприятиями в качестве субподрядчиков для совместного освоения бюджетных средств, выделенных на эти цели. Тогда гарантия эффективного освоения народных денег повышается. Пока же ни в Костанае, ни в области нет общественных формирований, способных контролировать правильность использования бюджетных средств.

Что нужно для практической реализации предложенных идей? Политическая воля акима города. По имеющейся у меня информации, она вроде бы есть. Хотя все настойчивые попытки выйти на контакт с руководителем города, предпринимаемые в течение нескольких дней, успеха не принесли. Если это не удалось журналисту, что можно говорить о других жителях Костаная? Данный факт лишний раз подтверждает – слишком далеки от нас акимы, чтобы и дальше тянуть с созданием органов самоуправления.

Помогут ли КОСы лучше использовать бюджетные деньги?

Константин КРЮЧКОВ, председатель КСК «Надежда»:

- Да, если у них будут необходимые права. Например, мы в этом году посадили 300 деревьев, но какая-то организация начала делать автостоянку и несколько саженцев выкопала. Спросить с них некому. Когда были КОСы, председатели ПКСК регулярно собирались и совместно решали многие проблемы. Если бы они были сейчас, то нашли бы виновного и потребовали от него возмещения ущерба. Аким не может уследить за всем, что происходит в микрорайонах. Я думаю, что многие проблемы сейчас возникают только потому, что работу существующих КСК и ПКСК никто не координирует.

Лариса ФЕДОСЕЕНКО, бывший член президиума КОСа «Молодежный»:

- Что касается правильности использования денег, то в этом нужно уметь хорошо разбираться и иметь полную информацию. Но качество выполнения работ можно проверить. Мы ведь и раньше по этому поводу много работали с коммунальными службами города. Сегодня люди по старой памяти часто обращаются по подобным вопросам, но у нас теперь никаких прав нет. КОСы, как их ни назови, не будут работать, если не решить вопрос с их финансированием и не оговорить чётко их права и обязанности. Если нам раньше позволяли оплачивать труд подростков, когда они убирали территорию во время школьных каникул, то и в микрорайоне было чисто, и ребята вместе с родителями были довольны.

Дмитрий ДЕЙ, председатель Ассоциации НПО Костанайской области:

- При хорошем взаимодействии с акимом города общественный контроль над расходованием бюджета со стороны органов самоуправления возможен. Но в прежней форме КОСы навряд ли смогут работать. Сейчас немного другая ситуация. Тем не менее, взять из прошлого опыта лучшее всегда полезно. Например, сотрудничество органов самоуправления с КСК. При опоре на КСК и кондоминиумы их работа будет более понятна людям. Нужно только чётко разграничить функции. Правда, сегодня в некоторых КСК дома разбросаны по всему городу, а без компактного расположения сотрудничество не получится.

Валерий СОЛОДОВ, начальник ГУ «Отдел ЖКХ, автомобильного транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная»:

- Нужно контролировать качество работ, которые проводят городские службы. Очень часто после них остаются развороченный асфальт и горы строительного мусора. В таких случаях общественный контроль незаменим. Что касается непосредственно финансов, то непрофессионализм проверяющих может создать только лишние, никому не нужные проблемы. Мы убедились, что какие-то общественные формирования в микрорайонах нужны, как бы они не назывались. Но опыт КОСов, который накопился в Костанае, нужно использовать обязательно.

Людмила МАЦУПА, руководитель аппарата областного маслихата, кандидат юридических наук:

- Сегодня существует много организаций, которые проводят финансовый контроль над использованием бюджетных средств. В том числе, и ревизионные комиссии маслихатов. Там работают профессионально подготовленные люди. Другое дело, когда общественность следит за качеством работ, которые проводятся на бюджетные деньги. Кстати, опыт самоуправления в Костанае, который распространялся по всему Казахстану, показал, что при этом основы государственного управления не подрываются, как считают некоторые. Скорее, наоборот – власть укрепляется. Поэтому необходимость создания органов, подобных КОСам, не должна вызывать сомнение.

 

Материал публикуется в рамках гранта Фонда «Сорос-Казахстан» «Мониторинг прозрачности местных бюджетов Костанайской области».

Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда «Сорос-Казахстан»

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АКИМ, ДАЙ ПОРУЛИТЬ!
По данным «НГ», руководство Костаная, захлебнувшееся в потоке жителей, вынужденных по всякой мелочи идти в акимат, подумывает над возрождением в микрорайонах областного центра органов самоуправления.