[an error occurred while processing this directive]
МЕНЯЮ ЧЕСТЬ НА ДОСТОИНСТВО. С ДОПЛАТОЙ
Вадим СОБОЛЕВ, юрист
Недавно встречаю в здании суда коллегу, спрашиваю: «Ты по какому делу?». «Компенсация морального вреда. А ты?» «И я по возмещению морального вреда».
Многовато у нас стало дел по защите чести, достоинства и деловой репутации. Неужели множество граждан и организаций вдруг всерьёз обеспокоились своим реноме? Видимо, они действительно «этого достойны», раз своё достоинство, равно как и честь, редко кто оценивает ниже, чем в 1 млн. тенге.
Но давайте для начала выясним суть самих терминов «честь», «достоинство» и «деловая репутация» с точки зрения юриспруденции. Опираясь на два нормативных постановления Верховного суда РК «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц» и «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда», можно вывести, что:
Честь - это общественная оценка духовных и социальных качеств физического лица. Оценка личности окружающими, положительное общественное мнение о человеке.
Достоинство - это самооценка физическим лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего социального значения, то есть положительное субъективное мнение человека о себе.
Поэтому понятия «честь» и «достоинство» относятся только к физическим лицам, которые способны испытывать нравственные страдания: чувства унижения, раздражения, гнева, подавленности, стыда, отчаяния, ущербности и т. д.
По закону, сведения, порочащие честь и достоинство гражданина и не соответствующие действительности, являются причинением ему морального вреда и компенсируются в денежном выражении, исходя из принципов справедливости и достаточности. Кстати, думается, что честь будет подороже достоинства. В большинстве случаев общественная оценка дороже для людей, чем их внутренняя самооценка, или напрямую влияет на восприятие своего «я».
Итак, требования о возмещении морального вреда за оскорбление чести и достоинства неразрывно связаны с личностью гражданина и никоим образом не могут распространяться на организации и предприятия любых форм собственности.
Другое дело - понятие «деловая репутация». Оно относится и к юридическим лицам тоже. В основном, к субъектам бизнеса, у которых от деловой репутации напрямую зависит количество контрактов, партнеров, покупателей и т.п. Деловая репутация работает на фирму и приносит прибыль, то есть может быть выражена в денежном эквиваленте. Отчасти это распространяется и на общественные объединения, например, на благотворительные фонды, доход которых (благотворительные взносы и пожертвования) прямо связан с добрым именем и положительным имиджем. Подорвать деловую репутацию можно и у СМИ, что выразится в потере рекламодателей, подписчиков, падении тиража и, следовательно, в снижении дохода.
И лишь государственным органам нельзя испортить деловую репутацию. Их финансирование не зависит от мнения общественности. Их репутацию невозможно выразить в денежном эквиваленте. И, следовательно, они в отличие от коммерсантов не имеют права требовать денежного удовлетворения. Вообще, термин «деловая репутация» не применим к государственным учреждениям. Иначе, на мой взгляд, большинство госструктур уже бы обанкротилось. Это относится и к предприятиям-монополистам. Хвали их, ругай - на их прибыли это не отразится. Ведь возможности отказаться от коммунальных услуг у нас практически нет.
Получается, что если соблюдать букву закона, иск на возмещение морального вреда в денежном выражении, например, к СМИ, поданный государственной организацией, будет заведомо неосновательным. Государственная структура может потребовать публичного опровержения в СМИ и то не сразу через суд, а путем обращения в СМИ, опубликовавшее информацию, которая, по мнению чиновников, порочит их честь, достоинство и деловую репутацию. И лишь если СМИ не опубликует в течение одного месяца ответа или опровержения, тогда истец вправе обратиться в суд.
Моральный же аспект конвертации чести и достоинства в тенге требует отдельного разговора.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]