На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 24 (220)
15 июня 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
ПМЖ
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Наш бизнес  
[an error occurred while processing this directive]

ЗАЧЕМ ТАК ПОДСТАВЛЯТЬСЯ?

Сейчас в местных средствах массовой информации нередко можно увидеть рекламные объявления, в которых предприниматели, предлагая свои товары или услуги, употребляют такие слова, как «лучшие наряды», «лучшие оконные проемы», «лучшие цены» и т.п. Можно ли считать это нарушением Закона РК «О недобросовестной конкуренции»?

Дмитрий Васильев,ng@ng.kz

На основании личного мнения

Некоторые предприниматели недоумевают, какое отношение подобные тексты имеют к такому важному механизму регуляции рыночных отношений, как добросовестная конкуренция? Как сказал мне один из них, пусть потребитель сам определит, какой товар лучше. Дескать, ему же никто не мешает выбирать, вот он и решает на основе свободного выбора, что покупать. Между тем в упомянутом законе п. 5 ст. 5 действительно гласит, что «распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента» относится к видам недобросовестной конкуренции.

Мой собеседник не считает слово «лучший» тем самым «некорректным сравнением», о котором предупреждает казахстанское законодательство. Мол, здесь же не говорится «лучше, чем у…». Поскольку он недавно получил письмо из управления по тарифам Костанайской области, в котором его просили пояснить, почему он употребил в рекламе своих услуг слово «лучшие», эта тема для предпринимателя стала болезненной. Я тоже спросил, на каком же основании он сделал такой вывод, в ответ услышал: «Это мое личное мнение. Оно основано на знании рынка этого вида товара в Костанае».

Есть такие методики

Возможно, это и так. Но будет ли это личное мнение достаточным основанием для управления по тарифам не считать его рекламу проявлением недобросовестной конкуренции? Вряд ли. Тем более что данное учреждение предупредило: если у предпринимателя не будет сведений, подтверждающих оценку его товара как «лучшего», то будет проведен мониторинг качества аналогичных товаров. И если его итоги подтвердят, что слово «лучший» в рекламном объявлении употребили некорректно, то по этому факту составляется протокол и предпринимателю грозит штраф.

О такой перспективе мой собеседник знал. Не мог он только понять, как же будет проводиться мониторинг. Ведь на костанайском рынке аналогичным товаром многие предприниматели торгуют из своих квартир и, по его мнению, объективную информацию получить практически невозможно. Мне его доводы показались убедительными, хотя в управлении по тарифам заверили, что у них есть методика по проведению мониторинга и на таком рынке.

За слова – ответить

Решение управления по тарифам о наложении штрафа за проявление недобросовестной конкуренции можно, конечно, обжаловать в суде. И такие факты уже были. Но если предпринимателям не удалось отстоять свои интересы раньше, то в ходе судебного разбирательства сделать это будет весьма проблематично. Тем более что опыт подобных рассмотрений говорит, что дискуссии в зале суда чаще идут не с использованием данных мониторинга рынка, а лишь по выяснению истинного значения слов, употребленных в рекламном объявлении. Спору нет, русский язык по своим функциональным возможностям очень богат. Но если рекламодатель выбирает какое-то слово, смысл применения которого носит сравнительный характер, то у него резко повышаются шансы попасть под действие статьи Закона «О недобросовестной конкуренции». При этом под удар может попасть и средство массовой информации, которое опубликовало рекламу. Специалистам управления по тарифам приходилось сталкиваться со случаями, когда рекламодатель пытался обвинить СМИ в публикации именно таких слов. Дескать, «не давал я им такого объявления, это они сами придумали». Даже если газета или телеканал не сами разрабатывали данный текст, но под ним нет подписи рекламодателя, то им могут быть предъявлены штрафные санкции.

Возникает вопрос: а стоит ли игра свеч? Ведь есть масса других способов косвенного сравнения качества товаров и услуг, которые к тому же дают и больший экономический эффект. Например, вы продаете продукцию, которая высоко оценена на какой-нибудь ярмарке или выставке и по этому поводу имеет соответствующий сертификат. Такая информация вызывает куда большее доверие потребителей, чем лобовое слово «лучшая». Конечно, для крупных фирм такой подход не новинка. Не думаю, что и представители малого бизнеса этого не понимают. И, тем не менее, каждый раз удивляешься, когда в течение нескольких месяцев слышишь на местных телеканалах одну и ту же рекламу какого-нибудь магазина о том, что у них «новые поступления». Вряд ли эти случаи можно отнести к обсуждаемой теме, но то, что подобный подход к рекламе иллюстрирует низкий профессиональный уровень некоторых предпринимателей, это точно. Не в этом ли причина и тех фактов, которые создают лишнюю работу госчиновникам, призванным следить за проявлениями недобросовестной конкуренции?

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
В эти дни в Астане делегация Костанайской области, состоящая из сотрудников департамента экономики и бюджетного планирования области и специалистов других отраслевых структур

ЗАЧЕМ ТАК ПОДСТАВЛЯТЬСЯ?
Сейчас в местных средствах массовой информации нередко можно увидеть рекламные объявления, в которых предприниматели, предлагая свои товары или услуги, употребляют такие слова, как «лучшие наряды», «лучшие оконные проемы», «лучшие цены» и т.п.