[an error occurred while processing this directive]
ПОЧЕМУ МАГОМЕТ НЕ ИДЁТ К ГОРЕ?
В Костанае до сих пор почти нет торговых точек, где можно расплачиваться по банковской карточке.
Получение зарплаты с их помощью стало делом абсолютно обыденным. Одно удовольствие наблюдать, как бабулька, сдвинув очки на кончик носа, уверенно набирает код на рабочем столе банкомата. Таким же образом получают стипендию студенты, зарплату – большинство бюджетников. Но, получив деньги таким удобным и технологичным способом, дальше люди по старинке оперируют наличностью. Магазинов, предприятий сферы услуг, в которых можно расплатиться по карточке даже в областном центре – раз-два и обчёлся. Короче, сказав «а», мы затормозили на «б». Почему?
Чтобы внедрить такую систему платежей, магазинам требуется установить специальную аппаратуру, так называемые POS-терминалы. С их помощью считывается информация с карточек, и производятся денежные переводы. Кстати, одно из удобств POS-системы в том, что она даёт возможность анализировать продажи на любом временном отрезке, например, прошлогодние. Что для грамотного маркетинга лишним не будет. Притом, что, как уверяют в банках, для установки такого терминала в техническом плане требуются три элементарные вещи: розетка на 220 вольт, телефонная линия и 15 минут времени.
Спору нет – банкам внедрение такой формы оплаты выгодно. Они получают определённый процент от стоимости товара в качестве комиссионных. Если POS-терминал принадлежит одному банку, а карточка, которой расплачивается покупатель, – другому, комиссионные будут выше на несколько процентов. Если же оперировать «родной» карточкой, то обычно сбор составляет в пределах 1%. Платит не покупатель, а магазин.
Может, именно это – камень преткновения? Нет, отвечают немногочисленные предприниматели, внедрившие у себя новый способ оплаты, не настолько это накладно.
- Конечно, и банк, - говорит Любовь Баринова, владеющая продовольственным магазином, где установлен терминал, - заинтересован в том, чтобы его клиенты могли покупать товары с помощью карточек. И для нас это очень удобно, я считаю, что нужно шагать в ногу со временем. Поэтому сама удивляюсь, что установка терминалов в городе идёт такими медленными темпами.
Иногда процесс «терминализации» тормозит отсутствие телефонных линий в торговом помещении. Но в целом, по мнению другой предпринимательницы, владеющей салоном женской одежды, применение терминалов – показатель цивилизованности. У неё в салоне стоят два терминала.
Однако сама она не раз сталкивалась с проблемами, пытаясь воспользоваться этим вариантом оплаты в других местах. Подала карточку в магазине промтоваров, продавец округлил глаза и… попросил «лучше заплатить наличными». В агентстве, где заказывала авиабилет, ей, как клиентке, предложили в случае оплаты с карт-счёта заплатить «сверху» 4%. В то время как проценты за перевод должны выплачивать торговые точки или предприятия сферы услуг. Конечно, предпочла расплатиться наличными.
Так что пока «цивилизованный вид оплаты» мы умудряемся вывернуть наизнанку. Но «лекарство» от этого одно – более широкое внедрение услуги.
Алия ДЖАМАНКУЛОВА
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]