[an error occurred while processing this directive]
ГЛУХОЙ ТРАНЗИТ
Дальнобойщики предпочитают помалкивать о проблемах, связанных с пересечением границ
В машину – с дневником
Какие препоны существуют на пути прохождения грузов через нашу страну? Сколько официальных и неофициальных платежей приходится делать перевозчикам? А в общем - насколько эффективно работают транспортные коридоры в Центральной Азии и Казахстане в частности? Поиск ответов на эти вопросы - часть проекта содействия развитию торговли и транспорта в названном регионе. Реализует его Всемирный банк реконструкции и развития по инициативе правительств стран Азии, а также крупных торговых компаний. Исследования проходили и на территории Костанайской области.
Проблему начали изучать изнутри. Практика уже опробованная – несколько лет назад Всемирный банк проводил подобные исследования в Юго-Восточной Европе. Для исследований в нашей стране совместно с Форумом предпринимателей Казахстана решено было использовать одновременно две методики: анонимное анкетирование непосредственно на пунктах перехода границы, а также заполнение путевых дневников. Их вручают водителям на одной границе, просят заполнить и на другой границе бесценные документы собирают. В дневниках: дата и время отправления, тип и причина остановки, сумма официального и неофициального платежа, описание и условия трассы, а также отметки о погодных условиях. Коридор, который пролегал через нашу область, был длиной более 2000 км, начинался на таможенном переходе «Ак-Жок» (Кыргызская Республика) - «Кордай» (Казахстан). Потом машины следовали по маршруту Алматы - Караганда, постепенно разъезжаясь по регионам.
Низкий процент
Подъезжаем к таможенному посту «Кайрак». Здесь дежурят трое волонтёров проекта - студентки костанайских вузов, привлечённые Ассоциацией содействия предпринимательской деятельности Костанайской области (АСПреДКо). Эта ассоциация взялась координировать исследования в нашей области. Перед шлагбаумом несколько «КамАЗов» и автовоз - машина для перевозки легковушек.
- Мы уже три дня здесь, - рассказывает руководитель группы мониторинга Урынтай Бадыров, - и если честно, вынуждены признаться: водители неохотно идут на контакт. По нашим подсчётам, только 10-15% из тех, к кому мы обращаемся, отвечают на вопросы анонимной анкеты. Кстати, те, кто всё-таки отвечают, нареканий на работу казахстанских таможенников и пограничников ещё не высказывали. Водители говорят, что остановки в основном происходят, если какие-то документы не в порядке. Больше жалоб на поборы россиян. Вот, к примеру, ответ водителя фуры, груженной ксероксной бумагой. По его данным, «на российской таможне необходимо мимо кассы заплатить как минимум 100-200 рублей».
Ночной провоз
Хотя, как признается Бадыров, большая часть машин проходит границу ночью, в то время когда волонтёры не работают. Увы. Это наверняка скажется на корректности исследований. К примеру, только в ночь со 2-го на 3-е марта прошло 76 грузовиков. По грубым подсчётам, количество дневного и ночного грузового транспорта находится в соотношении примерно 1:8. По словам водителей, есть немало причин, по которым пересекать границу, да и вообще ехать по маршруту ночью легче, чем днём.
- Движения на трассе меньше, дорожная полиция практически не зарабатывает на нас, да и начальства на пунктах пропуска меньше. Если что - договориться можно, - рассказывает петербуржец Игорь, водитель ждущего своей очереди «КамАЗа», - хотя больше поборов на трассе через Петропавловск. Здесь, насколько я знаю, не так сильно «берут». Но там дорога лучше, поэтому многие едут через Петропавловск. А вообще ваши таможенники еще нормальные. Вот, к примеру, хотел проехать год назад через «Кайрак», пустой. Яблоки нужно было из Алматы в Москву перевезти. У меня деревянные решётки в фуре, для того чтобы товар обдувало из специальных камер. Так вот, меня российские таможенники остановили и стали настаивать на том, чтобы я эти решётки в качестве пиломатериала зарегистрировал. Как это называется? То есть, они хотели отметить, что я якобы был гружёный. Я не согласился, созвонился с заказчиком. Поставку вообще отменили. А для меня каждый такой рейс – заработок, на который я кормлю семью.
По словам Бадырова, в основном в Россию большегрузные машины идут пустыми. Причем очень много автовозов. Они в течение буквально 4-х – 5-ти дней возвращаются, доставляя к нам «бэушные» иномарки. Далее по популярности идут косметика и посуда. С нашей стороны довольно активно вывозятся костанайские обои, машины с которыми направляются в самые дальние уголки России.
Дневников не обнаружено
За пять дней работы волонтеров в Казахстан с российской стороны въехало в общей сложности более восьми десятков груженых автомобилей. В основном товары прибывали из самой России, Латвии, Литвы и Германии. А вот с юга, с казахстанско-киргизской границы, где было роздано 5 дневников, ни один до «Кайрака» не доехал. Либо - в лучшем случае - они убыли в Петропавловск, куда «дорога лучше», либо никто их просто-напросто не взялся заполнять. Участники проекта не уставали отмечать - несмотря на анонимность, водители очень опасаются, что их деятельность по «рассекречиванию» нюансов путешествия через границы создаст им «ещё большие проблемы на дорогах». Тем не менее, проведённая работа по сбору информации - только начальная часть большого проекта. Те данные, которые удалось собрать, будут направлены в центр для обработки.
Внимание! Если вам, господа дальнобойщики, по какой-либо причине не удалось всказать волонтерам проекта свое мнение о проблемах пересечения границ, вы можете сделать это в течение 10 дней с момента выхода номера. Свяжитесь с редакцией «НГ» по номеру 53-69-95 или с АСПреДКо – тел. 54-94-48.
Ергали КЕНЖЕБЕКОВ, kengebekov@ng.kz
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]