На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 7 (203)
16 февраля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Копнем и уроем
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  
[an error occurred while processing this directive]

НАДЕНЬТЕ НА БОГА ПЛАВКИ

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ

Нет, здесь не описка. Слово «Бог», означающее «творец мира», сегодня и у нас принято писать с большой буквы. Но речь пока не о Боге-творце, а об одном из индийских божеств. Как промелькнуло в СМИ, некий индийский художник удосужился изобразить индийских же богов неглиже, что вызвало демонстрации верующих. Хотя староиндийские традиции допускают не только наготу изображений, но и весьма специфические сексуальные сцены, художнику пришлось извиняться за свою «бестактность».

Что ж, дело «семейное,» и, думается, индийцы сами разберутся, в каком виде и кого им изображать. Но вот иное изображение обрело печально знаменитую мировую известность – это появившаяся в датской прессе карикатура на Пророка. По миру тут же прокатились бушующие волны негодования мусульман, воспринявших изображение как недопустимое оскорбление своей веры. Кое-где возмущение вылилось в погромы. Надо сказать, что в подобное щекотливое положение незадачливые европейцы попадают не впервые. Так, когда в коллекции Лагерфельда «Лето-94» появилось платье, в котором продефилировала Клаудиа Шиффер, оказалось, что наряд украшают… аяты Святого Корана. По неведенью кутюрье принял их за арабские любовные стихи. Самые фанатичные и решительные из мусульман даже потребовали смерти Шиффер. Правда, учёные-богословы заняли более умеренную позицию и призвали лишь бойкотировать продукцию фирмы. Однако в том случае никто не упорствовал, и, когда ошибка обнаружилась, платье было изъято из коллекции.

На этот раз события приняли затяжной оборот, да и размах их глобален. Что же происходит? Когда, скажем, говорят о намерении выставить наблюдателей-датчан из определённого региона Кавказа – это одно. И в самом деле: если Европа со своими мораториями на смертную казнь, правам человека и прочая слишком настойчиво учит кого-то, как жить, почему бы и ей тоже чему-то не поучиться самой? Хотя бы такту?

Но, с другой стороны, не откатимся ли мы таким образом в Средневековье, если какой-нибудь рисунок или памфлет будет всякий раз превращаться в спичку, пламенеющую в пороховом складе?

Можно сколь угодно негодующе обличать фанатизм, «отсталость» и «невежество». Но, боюсь, это всё равно, что читать проповеди, обращенные к цунами. Кто знает, может быть, карикатура на Пророка – это конвульсии европейского либерализма? Надо же, так ревностно из десятилетия в десятилетие «обличать коммунистический тоталитаризм» и вдруг обнаружить, что уже и у себя дома милые, сытые и благодушные поборники либерализма не могут себе позволить пошутить за кружкой старого доброго пива! Ну не странно ли? Разве кого-то заденет – что там выкинут аборигены джунглей Амазонки или Папуа-Новая Гвинея? Так почему же нас должно задевать нечто, промелькнувшее в какой-то там Дании и иже с нею?

Да ведь дело-то не в нас, а в неиссякаемой силе так называемого «тоталитаризма». Только с «русским коммунизмом» разделались, так глядишь, и тут бедолагам и радетелям цивилизованности нет покоя: на носу «мусульманский тоталитаризм», который повсеохватней «коммунистического». Ведь ислам, как известно, не просто религия, но и образ жизни, планета чувств. А образ жизни на то так и назван, чтобы охватывать самые разные грани человеческого бытия. Более того, в этой всеохватности нет чего-то исключительного. В мировой истории практически все устойчивые культуры тяготели к тем или иным формам так называемого «тоталитаризма», который совсем не обязательно должен связываться лишь с всесилием государства. Обычаи и привычные эталоны могут быть не менее всесильными.

Как было бы просто, если бы всё сводилось только к фанатизму «непросвещённых»! И всё-таки «нет повести печальнее на свете», чем повесть о нынешних либералах и «общечеловеках». Похоже, либерализм вступает в 21-й век столь же слепым и беспомощным, какими вступили в век 20-й монархии Центральной и Восточной Европы. Свобода слова - вещь, конечно, достойная, и я лично за неё руками и ногами. Но стоит задуматься: а кому вообще это надо – будоражить толпы и жонглировать огнём в «пороховых погребах», которыми переполнен современный мир?

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

«НАША ГАЗЕТА», НАША ВЛАСТЬ И ОБЩЕМИРОВОЙ КОНТЕКСТ
Произошедший с «Нашей Газетой» случай - когда фискальные и «правоохранительные» органы «вдруг» (заметили, как много кавычек требуется для, казалось бы, обиходных слов?) начинают «прессовать» тот или иной бизнес - вызывает самые разные эмоции. От спокойно-тоскливого ощущения полной «безнадёги» до возмущения, требующего немедленной реализации.

НУ, ЗА ДОВЕРИЕ!
Любопытные вещи происходят в нашей общественно-политической жизни. Казалось бы, одержана суперпобеда на последних выборах, абсолютное большинство, если верить цифрам, безоговорочно поддержало действующего президента.

НАДЕНЬТЕ НА БОГА ПЛАВКИ
Нет, здесь не описка. Слово «Бог», означающее «творец мира», сегодня и у нас принято писать с большой буквы. Но речь пока не о Боге-творце, а об одном из индийских божеств. Как промелькнуло в СМИ, некий индийский художник удосужился изобразить индийских же богов неглиже, что вызвало демонстрации верующих.