На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 2 (198)
12 января 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Неслучайные встречи
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  
[an error occurred while processing this directive]

ЗАЧЕМ ПЕРЕВОДЯТ СТРЕЛКИ?

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ

Ушедший год был отмечен оживлением на кино- и телеэкранах. Не стану упоминать всего. Но завершение года удивительным образом совпало с телеверсией «Мастера и Маргариты» и демонстрацией на телеэкране «Статского советника». Сочные, запоминающиеся картины, колоритные фигуры актеров, а в первом случае – и трепетное отношение к булгаковскому тексту. Мощь и притягательность собственно искусства, как оказалось, вполне способны конкурировать с профессионально сколоченными мыльными операми.

Казалось бы, все о’кей. Но почему-то у меня рождается смутное ощущение тревожности, напоминающее о строчках А. Вознесенского: «Всё хорошо пока что. Лишь беспокоит немного ламповый непогашенный свет посреди дневного». Причём беспокоит не собственно искусство, а Нечто, смутно, словно профиль отдалённых гор, проступающее за ним. Вспомним только «Детей Арбата», «Московскую сагу», «Есенина» с импозантнейше хулиганистым Безруковым, где на первом плане почему-то всякий раз оказывались не столько стихи, сколько тело загадочно ушедшего из жизни поэта. Добавим ожидаемую демонстрацию «В круге первом» (по Солженицыну) и при этом обратим внимание на кадры из, казалось бы, совершенно разных фильмов. В «Есенине» это энкаведешники, смачно отделывающие поэта… В «Статском советнике» - «берущие кассу» революционеры-террористы, которые подобно заправским современным киллерам добивают контрольными выстрелами в общем-то ни в чём неповинный конвой... В «Мастере и Маргарите» Человек Во Френче могуче и всевластно, причём с кавказским акцентом, изрекает слова эпилога, который у самого Булгакова дан от автора... Приём и зрелищен, и интересен. Да и сам сериал смотрится на одном дыхании.

Так что же настораживает? Не конкретные фильмы сами по себе, а Взгляд на Историю. Зверства НКВД, культ, «совковое прошлое», безразличный к конкретным человеческим жизням «революционный терроризм» опять становятся мощнейшими рычагами, вздымающими пласты нашего сознания и подсознания.

Хорошо, если бы всё сводилось к завещанию Юлиуса Фучика: «Люди! Я любил вас. Будьте бдительны!» Разве не чудится порой, что «тоталитаризм», вышвырнутый за двери нашей нынешней реальности, вновь норовит вернуться через окно?

Но если бы всё было так просто. К сожалению, печальный опыт показывает, что перевод критических стрелок в область прошлого может иметь и иные цели, либо совсем непредсказуемые для некоторых «стрелочников» последствия. Я не о художниках, они лишь творят, а о тех, Кто направляет перевод стрелок. Слишком уж памятны те, не столь уж давние дни, когда цунами перестроечной критики тоталитаризма принесло на своем гребне отнюдь не гуманность, человеколюбие и «правовое государство», а беспредел 90-х.

Поневоле задумаешься - какие же из проблем настоящего будут погружены в тень этим нынешним переводом стрелок? И каковы задачи нынешних игроков человеческим сознанием, игроков, умеющих искусно использовать в своих целях как модные поделки, так и шедевры? Что на этот раз призвана скрыть от наших глаз новая антитоталитаристская волна?

…Не хотелось бы, чтобы меня приняли за плоского ретрограда, ностальгирующего по старым, добрым временам. Да только Прошлое – прехитрая штуковина. Можно углубляться в него, чтобы яснее увидеть Настоящее, а можно и подобно страусу зарываться в песок Прошлого, чтобы не видеть дня сегодняшнего и благородно (при этом в полной безопасности) негодовать над «делами давно минувших дней». Эмоции для человека - дело естественное, идёт ли речь о реальности, вымысле или днях ушедших. Но когда негодование по поводу прошлого становится чересчур уж настойчивым, чуть ли не ритуальным, тут сама собой всплывает мысль: с чего бы это? И не всплывут ли на его волнах очередные малосимпатичные «чудеса»?

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

С НОВЫМ ГИМНОМ!
Праздничный водоворот, в который страна традиционно ныряет в конце/начале года, нынче стал ещё мощнее не только благодаря возведённым в ранг «красных дней» Рождеству и Курбан-айту. Произошло нечто гораздо более значительное - страна обзавелась новым музыкальным символом. Согласитесь, событие нечастое.

НУ, ЗА НАРИМАНОВКУ!
Все мы немного папуасы. В том смысле, что независимо от возраста дружно западаем на блестящие украшения, яркие наряды, на ёлочные украшения, на фейерверки, наконец. Причём смотреть последние нас хлебом не корми. Поэтому многие горожане (за всех не ручаюсь, кое-кто приход Нового года встречает, уткнувшись лицом в винегрет), нарядив дома ёлки и накрыв столы, в

ЗАЧЕМ ПЕРЕВОДЯТ СТРЕЛКИ?
Ушедший год был отмечен оживлением на кино- и телеэкранах. Не стану упоминать всего. Но завершение года удивительным образом совпало с телеверсией «Мастера и Маргариты» и демонстрацией на телеэкране «Статского советника».