[an error occurred while processing this directive]
ЗАЧЕМ КАЗАХСТАНУ НУЖНЫ КАЗАКИ
Аркадий ДЕНИСОВ, тоже сибирский казак
Местные СМИ недавно сообщили, что в Костанае зарегистрировано общественное объединение «Русская община сибирских казаков». Событие нерядовое и где-то даже знаковое. Дело в том, что в начале 1998-го года инициативная группа пыталась зарегистрировать подобное объединение, но получила от ворот поворот. Причины отказа носили формальный и где-то даже казуистический характер, но за ними просматривались опасения властей получить в лице казачьих организаций этакую пятую колонну внутри Казахстана, несущую угрозу территориальной целостности страны. Трудно однозначно сказать, на чём базировались эти страхи, но они имели место. Прежде чем поразмышлять о причинах перемены отношения власти к казачьим организациям, немного углубимся в историю казачества в целом.
В XV–XVI веках вдоль границ Российского государства возникают самоуправляемые общины вольных казаков (в основном из беглых крестьян), которые позднее стали главной движущей силой народных восстаний и крестьянских войн. Правительство России, стремясь использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII-м веке подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие, опору трона. После Октябрьской революции богатые и зажиточные казаки составили костяк белогвардейской армии, беднота подалась к красным. В 1920-м году казачество, как сословие, было упразднено. В Великой Отечественной войне участвовало несколько казачьих кавалерийских соединений, но и их расформировали в конце 40-х годов прошлого века. После распада СССР казачьи объединения стали возрождаться в России. Теперь вот дошла очередь и до нас.
Недавно я встретился и поговорил с руководителем «Русской общины сибирских казаков» Костанайской области Олегом Шиловым, который поведал о долгих и небезуспешных исследованиях своей родословной.
– Первые следы принадлежности нашего рода к казачеству обнаружены аж в 1721-м году, - рассказывает Олег Геннадьевич, - последние три поколения проживали в Пресногорьковке и Демьяновке (нынешний Узунколь). Нашлась старинная фотография прадеда, где он в форме Сибирского казачьего войска. После чего я побывал в Омске у атамана Толмачёва и получил от него верительные грамоты. Я человек верующий, поэтому заручился благословением отца Антония, архиепископа Гурьевского и Уральского. Человек, я в этом глубоко убеждён, должен знать свои корни и не отрываться от них, чтобы не быть Иваном, не помнящим родства.
Так вот и пришла мысль создать общину. Главными задачами Олег Шилов считает возрождение обычаев и традиций, народных ремёсел и, естественно, своеобразной культуры, в которой отразились огромная любовь к своему краю, стремление к свободе, верность богу и царю-батюшке, славное военное прошлое. Он привёз из Омска диск с записью песен сибирского казачества в исполнении ансамбля «Звонница». Вы знаете – мороз по коже! Эти истинно народные напевы достают до самых-самых сокровенных глубин души, заставляют вспомнить, кто мы есть, откуда пришли и где наши корни. Маковки церковных куполов, колокольные переливы, топот копыт и сабельный звон, тревога за отцов и сыновей, ушедших на войну – вся потрясающая Русь, старая и вечно молодая, любящая и страдающая, встаёт во всем величии и красоте неописуемой. Эти песни – как спасательный круг, как очистительный, живительный ливень для души, потерявшей покой. Теперь этот уникальный диск хранится и в моей фонотеке.
К теме казачества в Костанайской области мы ещё не раз вернемся, уж очень необычный и многообещающий пласт культуры может быть поднят. А если правительство примет во внимание все достоинства казаков в прошлом – патриотизм, верность присяге, неподкупность – то страна может получить в их лице непреодолимый барьер для контрабандистов, наркокурьеров и прочей нечисти.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]