[an error occurred while processing this directive]
КАНКАН ВОКРУГ МАВЗОЛЕЯ
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
На нашем родном постсоветском пространстве стало уже традицией: время от времени объявлять очередную кампанию по борьбе с «проклятым прошлым» и очистке Настоящего от изживших себя памятников дней минувших. Вот и сейчас новомодные идеологические топтуны завели очередной, переходящий в канкан хоровод вокруг мавзолея. И они же благопристойно запели о примиряющей силе переносимого в Россию праха белого генерала Деникина. Сезон, что ли, перелёта могил наступил?
Ничего не имею против перезахоронения Деникина. Уж если чему и учиться у американцев, так тому, как они рисуют свою собственную гражданскую войну – между Севером и Югом. Для них это – драма, персонажи которой давно не оцениваются только по цвету знамен, под которыми волею судьбы или личного выбора им довелось сражаться. Но мы-то до этого пока не доросли, мы не столько историю всерьез переосмысливаем, сколько таблички меняем: «нака» на «бяка» и наоборот. А уж памятники перетаскивать и могилы ворошить – это прямо любимое дело. Вот и мавзолей (в который уже раз!) под прицелом оказался. Ну мешает «мумия» Ленина – и всё тут! – двигаться к очередному светлому будущему! Предать Ленина земле - и наступит благодать, а с ней и елей примирения прольётся на многострадальные земли нашей некогда единой Родины.
И аргументы-то какие подыскивают: мол, по-христиански бы надо поступить, предать тело земле. Но, господа хорошие, причём тут христианство? Ленин был атеистом, и подходить к нему, даже к его телу, с христианскими мерками - всё равно, что к папе римскому с буддийским каноном...
Скажу честно: я не поклонник мумий. Живое бы научиться ценить, а не мёртвое. Но раз уж мавзолей есть и тело Ленина есть, то к чему создавать видимость деятельности и устраивать вокруг него очередные шаманские пляски? Ведь уничтожив «мумию вождя», мы её уже не восстановим. Так отбросим же идеологию! Не будем пока судить-рядить: хорош был Ленин или плох, как не судим о том, хорош или плох был Хеопс, когда вспоминаем его пирамиду. Пирамида и мавзолей – это данность, явления мировой культуры, нравится это кому-либо или нет. А дела тех, кого там хоронили, – достояние истории, и их анализ – тема совсем иного рода. Вопрос о мавзолее по своему существу давно уже перестал быть «горячим». Но его, как и многие иные вопросы, связанные с прошлым, периодически подогревают в современных идеологических микроволновках. Для чего? Чтобы выдать вчерашние идеологические пирожки за те, что только что с пылу с жару. Ну нет сегодня более насущных проблем, чем проблемы мавзолея и останков Деникина, чем перетаскивание памятников с места на место.
Занятно видеть, как историю (в который уже раз!) пытаются превратить в ширму, отгораживающую нас от Настоящего. Занятно видеть, как взрослые дяди и тёти с жаром играют в мыльные пузыри проблем, так, словно они занимаются серьёзными государственными делами.
А может быть, всё это не случайно? Может быть, сезонная охота на мавзолей – своего рода довесок к телесериалам и бесконечным юморинам: чем бы зритель-дитя не тешился, лишь бы поменьше думал о дне сегодняшнем.
На мой взгляд, из той же серии и кино - либо телетолки о «запломбированном вагоне», в котором Ленин прибыл в 1917-м в Россию, о германских деньгах российских большевиков, и прочая, и прочая. Обсуждение подобного было бы и интересно, и поучительно, если бы мы не зацикливались на именах и партиях, а попробовали бы бросить сквозной взгляд на историю и, рассуждая о финансах и тылах большевиков, вспомнили бы Азефа, царскую охранку, убийство Столыпина, с одной стороны, и финансистов и вдохновителей демократических и прочих, разноцветных и разномастных революций и движений.Речь не идет об оправдании. Мне лично, например, не слишком импонирует ленинский лозунг о поражении своей страны в пусть даже и мерзкой войне. Но историю можно понять лишь как Целое. Иначе всякое ворошение Прошлого будет лишь поднимать пыль, застилающую Настоящее.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]