[an error occurred while processing this directive]
КАЗАХСТАН. ГОРЕ ОТ БОГАТСТВА
На рынке нефтепродуктов Казахстана бушуют свои ураганы.
Бауыржан ШАЯХМЕТ, радио «Азаттык»
В большинстве регионов Казахстана стоимость литра бензина марки АИ-96 уже превысила отметку 70 тенге. В Астане литр бензина этой марки стоит уже 75 тенге. Однако ни ураган Катрина, ни новый ураган Рита к новому витку цен в далеком Казахстане никакого отношения не имеют. На рынке нефтепродуктов Казахстана бушуют свои ураганы, тоже, впрочем, повторяемые и прогнозируемые.
Генеральный директор научно-инженерного центра «Мунай» Надир Надиров в интервью радио «Азаттык» высказал мнение, что цена на бензин поднялась по нескольким причинам. Три НПЗ Казахстана работают не на полную мощность. Нефтяным компаниям выгодней вывозить сырую нефть на экспорт по мировым ценам, нежели продавать ее на внутреннем рынке. Вследствие чего казахстанские НПЗ получают только 9 млн. тонн нефти. Остальная часть завозится в основном из России. Естественно, привозная нефть, которая включает транспортные расходы, обходится дороже. Вследствие чего цена готовой продукции дорожает.
Для добывающих компаний, работающих в стране, экспорт нефти по сравнению с торговлей на казахстанском рынке намного привлекательнее, поскольку её мировая стоимость значительно выше. Но вслед за внешними растут и внутренние цены на нефть, по которым ее покупают отечественные НПЗ, что, в конечном счете, вызывает удорожание их продукции. А вслед за этим неизбежно дорожают товары и услуги массового потребления, хлеб, молоко, одежда, обувь, проезд на транспорте. Но, по мнению экономиста Валентина Макалкина, казахстанские НПЗ вынуждены поднимать цены:
- У них исходное сырье дороже и конечный продукт будет дороже. На мировом рынке цена поднялась, нефть поставлять лучше на мировой рынок. Торговцы бензином хотят что-то с этого поиметь. У нас нет экспортных пошлин, как в России. Они поднимают пошлины для того, чтобы было выгодно продавать нефть на внутреннем рынке. А у нас этого нет.
- В данный момент Атырауский НПЗ находится на реконструкции, - говорит Надир Надиров. - А два остальных завода - в руках зарубежных компаний, которые имеют полное право сами решать, когда и кому продавать бензин. Кроме того, НПЗ практически ежегодно используют одну и ту же тактику, особенно в Шымкенте. Руководство завода перед посевной кампанией намеренно начинает ремонт. Но перед этой акцией они продают аффилированным компаниям бензин по старой цене. А после того как завод официально останавливается, якобы на ремонт, цена на бензин поднимается. Три нефтеперерабатывающих завода уже не первый год работают ниже своих мощностей. Павлодарский нефтехимический завод в прошлом году был загружен на 38 процентов. Шымкентский «ПетроКазахстан» переработал всего 55 процентов своих возможностей. Лишь Атырауский НПЗ при мощности пять миллионов тонн был загружен на 61 процент. Казахстан для внутреннего потребления производит так мало топлива, что его дефицит приходится компенсировать импортом.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]