[an error occurred while processing this directive]
НЕФТЬ ВМЕСТО РЕФОРМ
Путин резко увеличивает расходы на социальные нужды. Отойдут ли теперь экономические реформы на второй план?
Business Week
Можно ли назвать это новым курсом в российской экономической политике? Именно так российские комментаторы называют обещание, которое недавно сделал Владимир Путин, – тратить не менее $4 млрд. ежегодно в течение ближайших нескольких лет на совершенствование систем образования и здравоохранения, которым раньше уделялось очень мало внимания. Часть средств будет направлена на выплату субсидий различным социальным группам, начиная от фермеров и военных и заканчивая молодыми людьми, желающими приобрести жилье.
Повышение расходов на социальные нужды выглядит как ловкий политический ход. В декабре 2007-го года должны состояться выборы в российский парламент, а в марте 2008-го – президентские выборы. Путин хочет, чтобы его щедрость была ощутима ещё до того, как избиратели направятся на избирательные участки. Поскольку согласно Конституции Путин не может участвовать в новых выборах, он работает, чтобы закрепить своё наследие и облегчить путь для преемника.
Мизерные зарплаты врачей и медсестер будут увеличены в два раза. Путин хочет, чтобы к 2008-му году половина из 60-ти тысяч российских школ получила доступ к Интернету. Он заявил о планах снабдить 10 000 муниципальных клиник современным диагностическим оборудованием, а также построить новые региональные медицинские центры, где будут применяться новейшие технологии. Кроме того, президент России хочет, чтобы к 2007-му году строительство жилых зданий увеличилось на 33% и «особое внимание» уделялось потребностям в жилье военных, милиционеров, ветеранов войны и инвалидов.
Тем не менее, стратегия Путина несёт в себе риски для России. Экономисты беспокоятся, что инфляция, которая сегодня составляет 11%, устремится вверх по мере того, как Москва будет увеличивать нагрузку на «нефтяной насос». Растущие цены уже стали источником недовольства в обществе. В ответах на опрос, проведённый в августе «Левада-Центром», 52% респондентов назвали инфляцию самым большим провалом в работе правительства. Также возникает беспокойство, что коррумпированная и неэффективная бюрократия будет транжирить или воровать деньги, обещанные властями.
Но самые большие опасения вызывает тот факт, что рост финансирования за счёт нефтяных денег может стать подменой жизненно важных экономических реформ. После переизбрания Путина в марте 2004-го года было сделано очень мало для реализации программы реформ, составленной его экономическими советниками во время первого срока президентства. В то время планировалось сократить бюрократию, усилить конкуренцию в сфере неэффективных государственных жилищно-коммунальных предприятий, улучшить финансовое регулирование и стимулировать рост частной пенсионной системы и частного медицинского страхования. Но была предпринята лишь попытка сомнительного реформирования системы социальных льгот. Массовые протесты в начале этого года могли вынудить Путина сменить курс.
Впрочем, планы Путина по увеличению расходов не обязательно исключают развитие реформ. Представляя свою программу, президент также призвал к «структурным преобразованиям» государственных предприятий, включая усиление конкуренции муниципальных предприятий сферы общественного транспорта и коммуникаций. Но в целом очевиден популистский оттенок путинской тактики. Кремль все больше сосредотачивается на проблеме выборов 2008-го года, и возможности для проведения жёстких реформ стремительно сокращаются.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]