[an error occurred while processing this directive]
КУДА БЕЖИТ ИСПУГАННАЯ ЛОШАДЬ?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
Как-то, в разгар послеперестройки, один мой коллега заметил: наши деяния напоминают бег испуганной лошади. То, очертя голову, несёмся в одну сторону, то с тем же неистовством – в другую, прямо противоположную. К чему-чему, а к образованию и, прежде всего, высшему, о котором пока я сам ещё имею некоторое представление, эти слова очень даже подходят. Везде – строем и все – под козырёк.
Вон и в передаче Евгения Шибаршина («Ре-акция», телеканал «Алау», 4 сентября), породившей целый шквал звонков, вопрос о них прозвучал, и ректор КГПИ разумно ответил, что здесь должна быть мера. А уж если вспомнить встречу с энергичными мужами из «Ак орды», то и вовсе можно было бы сердцем возликовать: с высокой трибуны прозвучал настоящий гимн нашей недавней советской системе образования. Может быть, и не самой-самой, но весьма и весьма достойной…
Здравые суждения, понятные слова, но как коснёшься дел – начинает казаться, что в нашем высшем (???) образовании вовсю хозяйничают инопланетяне или тайные засланцы из темного мира орков и прочих темных сил. А может быть, это какие-то Агафоны или Джеки-простаки, которые, стремясь следовать буквально всякому совету, всякий раз оказываются в, мягко говоря, щекотливом положении. Благо, что щекочет не их самих, а прочих.
Казалось бы, козе понятно, что сводить все вузовские экзамены к тестам – всё равно, что все болезни лечить кровопусканием и клизмой. Но высокие, да и не очень, чины от образования, видимо, другой, не козьей породы. Энергии через край. Даёшь 400, 500, 600 тестов на предмет! А может, тысячу? И вот уже целые кафедры потеют над изобретением вопросов типа «А что сказал мудрый философ Вынь Су Хим о роли носового платка в эволюции естествоведческих наук Трепляндии?» И нет бы – отдать все это специалистам, коим отведены на такое несуетное дело и специальное время, и специальные средства – так ведь действуют в духе всеобщей повинности. Как в Китае времён культурной революций, где всякому было велено собирать металлолом для домен Великого дела. Что из того получилось, мы, увы, хорошо знаем.
А ведь тестами дело не ограничивается. Глядь – и новый почин: отдать чтение лекций только старшим преподавателям и профессуре, семинары – рядовым «преподам». Мысль гениальная – сразу видна забота о качестве. Да вот только куда девать молодых, кои уже по несколько лет маются в таковых? Ведь, не читая лекций, и предмет толком не освоишь. Но, наверное, здесь действует принцип дома со стенами цвета демократических революций? Мол, научитесь сначала плавать, а потом воду в бассейн дадим. Да и как соединить сие непреклонное требование с рейтингом – постоянным контролем за работой студентов в течение семестра? Что и как оценивать, если титулованный лектор оттарабанил своё громадному потоку, но при этом ни разу не слышал самого студента? И не услышит – экзамен-то будет отдан компьютеру. Так не проще ли сразу заменить педагога магнитофоном и видеодвойкой? Выгода прямая: взяток не берет, в повышении зарплаты, бесконечно гоняющейся за инфляцией, не нуждается, человеческого ответа на несуразные вопросы не требует. И вообще: кому он нужен, этот преподаватель в эру Очередных Инноваций? Только хлопоты.
Может оно и так. Но один вопрос не дает покоя: не наступит ли день, когда мы, оставаясь все той же перепуганной Другими Реформами лошадью, опять поменяем направление? И монбланы тестов так же резво полетят в мусорные баки, как еще не столь уж давние горы трудов о коммунистическом воспитании и организации социалистического соревнования либо арендного подряда? А ведь сколько же за всем этим труда и нервов! Да и в тестах-то, как и брошюрах о комвоспитании, не всё так уж абсурдно. Но кого волнуют мелочи логики и чужой труд, если оплачивать этот труд не из своего кармана? Тем паче в таком мире «высшей школы», где студенту-первокурснику порой предлагают сделать выбор между изучением логики или культурологии? С виду: полнейшая демократия. А по сути – всё равно, что заставлять делать выбор: есть или спать? Но, может быть, потому и логику, и культурологию ужимают, чтобы поменьше было подобных вопросов?
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]