[an error occurred while processing this directive]
ОПРОС
Чем больше сдерживают цены, тем выше они скачут. Почему?
Азамат Аужанов, и.о. директора департамента по регулированию деятельности естественных монополий и защите конкуренции:
- Это происходит потому, что некоторые наши люди гонятся за сверхприбылью. У них нет гражданской позиции – услышали, что повышается заработная плата, и давай ловить момент. На все должна быть адекватная реакция. Сейчас очень трудно говорить о ситуации со стабилизацией цен. Ведь на многие фрукты и овощи цены снижаются, это сезонное явление. А на картофель, как правило, летом цена ниже, чем зимой.
Андрей Коваль, кандидат экономических наук, доцент КГУ:
- Потому что цены – это показатель больше экономический. А попытки сдерживания цен идут в административном ключе методом каких-то уговоров, убеждений. Сдержать цены можно, только увеличив предложение, а этого никто не видит. Сначала увеличить число производителей, которые будут выпускать больше товаров. В той же молочной продукции ключевой фактор – кормовая и животноводческая базы. Цена – это равновесие спроса и предложения. Государство может регулировать эти «кривые», но не так успешно, как это делает сам рынок.
Айбек Туралин, коммерческий директор ТОО «Емшан»:
- Думаю, что нынешние цены реальные. Все зависит от себестоимости товара, она – от заработной платы, коммунальных услуг. То есть если раньше человек готов был работать за 15000 тенге в месяц, то сейчас он будет работать за тридцать. Растет покупательская способность – растут цены. По-моему, толку от сдерживания цен нет. Это и невозможно. Могу сказать, с учетом всех расходов реальная стоимость говядины так и выходит 300-320 тенге за килограмм. Остальное – «накрутка» продавцов. Что касается молока, то фирм-производителей у нас не так много – возможен определенный ценовой сговор.
Ольга Киколенко, директор департамента координации занятости и социальных программ Костанайской области:
- Во-первых, на повышение цен на продукты питания повлиял рост цены на нефтепродукты. Они – составная любого производства. Кроме того, не последнюю роль играет в процессе повышения цен желание предпринимателя увеличить прибыль за счет рядового покупателя. Покупательская способность которого, как известно, растет. Повышены заработные платы, пенсии, пособия. К сожалению условия рынка в первую очередь требуют не этики взаимоотношений, а стремление к экономической выгоде. Возможен сговор конкурентов. Печально, что пенсионер за счет повышения не расширяет ассортимент продуктов, а только имеет возможность покупать те же самые.
Валентина Комкова, президент Конфедерации свободных профсоюзов:
- Я считаю, что комиссия по сдерживанию цен была создана «для галочки», поэтому и такой результат. Сверху было дано задание создать, посадили в нее чиновников, которые не имеют никакого отношения к производству. Сначала нужно выявить истинные причины повышения, а не просто создавать видимость работы комиссии перед выборами президента. Временно они, конечно, постараются договориться с производителями накануне выборов. А после выборов чиновники и договариваться перестанут.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]