[an error occurred while processing this directive]
В ПОГОНЕ ЗА КРЕДИТОМ
О том, что кредитование – один из основных путей развития рыночной экономики, слышали многие. Действительно, очень удобно: не имея на руках достаточной суммы, можно приобрести вещь и пользоваться ею до полной выплаты стоимости с процентами. Но так ли доступны кредиты? Может ли рассчитывать на них среднестатистический человек со средним доходом?
Булат ТЛЕУЛИН
Встречают по…
Один мой знакомый пару лет назад хотел взять кредит на покупку необходимой вещи. Выбрав из полутора десятков банковских учреждений наиболее, на его взгляд, подходящее, он отправился туда и вернулся расстроенный. Его огорчил не полученный отказ, а то, в какой форме это было сделано. Была опровергнута народная мудрость о том, что встречают по одежке, а провожают совсем по другим качествам. К слову, первая часть пословицы оправдалась – встретили более чем скромно. Зато проводили еще скромнее, несмотря на все его недюжинные умственные способности. Но для получения кредита они оказались не нужны, о чем ему прозрачно намекнули. Надо ли говорить, что приятель надолго забыл дорогу в этот банк.
В условиях жесткой конкуренции банки борются за клиентов с помощью наступательной рекламы, броских вывесок, разнообразия и привлекательности услуг. Однако немаловажное значение для потенциального клиента имеет и человеческий фактор. В рекламе многих банков указывается, что клиента ждет внимательный и вежливый персонал. Насколько это соответствует действительности? Этот вопрос заинтересовал меня, тем более что я давно хотел подробнее узнать об условиях кредитования на покупку автомобиля в надежде заменить свою уже изрядно послужившую машину.
Среди коллег и телефонов
Брать деньги взаймы – хоть у знакомого до получки, хоть у известного банка – дело непростое. Если знакомый почти всегда уверен в твоей платежеспособности, то банку это надо доказать. Раскрывать содержимое своего кошелька незнакомому человеку – довольно неприятная процедура. Ее лучше проводить в конфиденциальной обстановке. Немаловажную роль для доверительного разговора играют общая атмосфера, доброжелательность собеседника и даже его внешний вид и манера разговора. Это, впрочем, относится и к клиенту. Посетив два ближайших банка, я убедился, что далеко не все их работники поддерживают имидж, сформированный рекламой. На красочных фотографиях мы видим подтянутых, улыбающихся молодых людей, готовых внимательно встретить и выслушать любого посетителя. Ждешь от них ответ на любой вопрос о кредите, независимо от возраста, внешнего вида и совокупного дохода членов семьи, а получаешь…
Можно ли рассчитывать на доверительную беседу в большой комнате, уставленной столами с кучей мигающих мониторов и трезвонящих телефонов? Неудивительно, что персонал, занятый своими внутренними делами, меня заметил не сразу. Образ безупречного банкира сразу потускнел. Пришлось заявить о себе легким покашливанием. Но и после этого не нашлось свободного работника, хотя клиентов, кроме меня, в помещении не наблюдалось. Видимо, хватило одного взгляда, чтобы оценить, чего стоит этот клиент, и степень внимания, которой он заслуживает. В свою очередь, у меня возникли сомнения: а мой ли это банк?
Наконец-то меня приглашают к заветному столику, и молодой человек довольно грамотно и толково начинает разъяснять все прелести автокредитования. Однако разговор постоянно прерывается то телефонным звонком, то разговором с коллегами. В конце концов, выясняется, что рабочее место моего собеседника где-то в другом отделении банка, а мною он занялся лишь потому, что остальным некогда.
Пропавший интерес
Получив предоставленную информацию, выхожу в коридор и присаживаюсь за столик, чтобы привести в порядок записи и мысли, а заодно просмотреть рекламный материал. Неожиданно, словно что-то заподозрив, мой недавний собеседник выбегает следом и уже почти на ходу начинает говорить то, о чем я забыл спросить, или он забыл рассказать.
Для возможности выбора иду в другой банк, более известный и «раскрученный». Условия здесь получше – отдельный столик, изолированный от рабочего места другого сотрудника, что позволяет сосредоточиться на интересующих вопросах. Интересуют, прежде всего, условия и виды кредитования и, конечно, культура обслуживания. Вновь не вижу бейджа, который позволил бы обратиться по имени–отчеству, однако, присмотревшись, вижу в уголке стола табличку, которая решает эту проблему.
Вариант кредита, предложенный экспертом, не совсем устраивает. Прошу рассказать о других, наблюдаю, что интерес ко мне постепенно падает. Начинается знакомая история – телефонные звонки, вопросы к коллеге, а заканчивается это тем, что моя собеседница, коротко извинившись, выходит из кабинета по каким-то служебным делам. Пока она 5-7 минут отсутствует, пытаюсь анализировать предложенные варианты, что рождает кучу вопросов. Увы, большинство из них остается без ответа, т. к. вернувшаяся девушка занята совсем другими мыслями и всем видом показывает, что ее ждут более важные дела, а может быть, более важные клиенты.
Такой печальный опыт, конечно, не отбил охоту купить машину в рассрочку, но и энтузиазма не прибавил. Наверно, до западных стандартов в этом деле нам еще далековато. Расхождения между глянцевыми текстами и картинками с реальной жизнью в деле борьбы за клиента налицо. Грустно, господа…
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]