[an error occurred while processing this directive]
В ПОИСКАХ РЫЧАГА, ИЛИ КАК СДЕРЖАТЬ РОСТ ЦЕН
Андрей КОВАЛЬ, кандидат экономических наук, преподаватель КГУ им.А.Байтурсынова
На прошлой неделе в правительстве прошло очередное совещание по вопросам реализации Послания главы государства народу Казахстана. Было отмечено, что вышеупомянутые вопросы постоянно находятся под контролем. Как сообщает Казинформ, «премьер-министр Даниал Ахметов в целом выразил удовлетворение проделанной работой и отметил, что следующий этап реализации Послания главы государства предстоит совмещать с непосредственным выездом в регионы и личным разъяснением членами правительства положений Послания и хода его выполнения населению». По мнению премьер-министра, на местах членам выездных групп совместно с акимами следует тщательно проанализировать индекс потребительских цен, провести мониторинг потребительского рынка.
Однако рядовые потребители в отличие от г-на Ахметова отдачу от повышения своих доходов пока ощутили только в том, что деньги стали «вымываться» из их кошельков гораздо раньше, чем были повышены пенсии и зарплаты. Почему же забота правительства никак не может дойти до народа? Попробуем разобраться.
По мнению экспертов, рассуждения о том, что рыночное хозяйство в Казахстане может само по себе эффективно функционировать после проведения приватизации и освобождения цен, - мягко говоря, миф. Также ошибочен тезис о том, что сегодня государство не должно вмешиваться в экономические процессы. Если отечественная продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке, страна рискует превратиться в сырьевой придаток и заманчивый рынок сбыта мировых производителей, постепенно теряя свой суверенитет.
Государство на основании изучения экономических процессов и контроля над ними должно постоянно совершенствовать рычаги воздействия на цены. И, в первую очередь, необходимо использовать весь комплекс косвенных рычагов и только затем применять административные. Бороться надо не с ценами – это следствие, а с причинами их роста, и только на основании детального анализа.
В зависимости от степени ограничения государством свободы ценообразования в Казахстане имеются:
фиксируемые цены, то есть устанавливаемые государством непосредственно (замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен);
регулируемые цены, когда государство устанавливает правила ценообразования для предпринимателей (установление предельного уровня цены на проезд в общественном транспорте, контроль над монопольными ценами, регулирование цен государственных предприятий);
свободные (договорные) цены, когда государство устанавливает лишь общие правила поведения предпринимателей на рынке, вводя ряд ограничений и запретов (запрет на ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу).
На мой взгляд, чтобы в условиях развивающегося рынка снизить инфляцию, необходимо, с одной стороны, повысить интерес населения и товаропроизводителей к сбережениям в банках (повышение процентных ставок по вкладам, рост услуг и льгот по банковской системе для клиентов, защита вкладов). С другой стороны, необходимо произвести структурную перестройку всей экономики страны, добиться развития конкуренции между производителями товаров, сформировать гибкую налоговую и таможенную политики. К сожалению, достичь этого в полной мере на просторах казахстанского рынка пока не удаётся.
Современная рыночная экономика – система приспособления производства к потреблению. Я считаю, что постепенное освобождение цен от администрирования в Казахстане должно происходить циклически, чередуя фазы его усиления и ослабления. Например, во Франции считается, что свобода цен была достигнута лишь к 1986-му году, кроме квартирной платы и продовольствия, цены на которые устанавливаются в рамках Европейского союза. В рыночном ценообразовании целесообразно сформировать механизм воздействия на цены со стороны государства и общества, дополняющий рыночное саморегулирование ценовых процессов. Вопрос о поиске оптимального варианта их соотношения для Казахстана по-прежнему остается открытым.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]