[an error occurred while processing this directive]
ЧТО ГОВОРИЛ ПРОРОК?
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ им. Байтурсынова
Нескончаемая череда терактов, и, в частности, потрясающие события в Египте, где только за день погибло от взрывов около 90 человек и было ранено почти 140, заставляет вновь говорить о мусульманском терроризме. На телеэкранах, как дополнение к жутким картинам терактов мелькают сцены из жизни мусульманских школ, превращающихся порою в кузницы, где выковывают будущих террористов-смертников, а ислам в глазах посторонних всё более ассоциируется с террором.
Не будем сейчас походя судить о том, насколько это справедливо. Не будем рассуждать и о месте идеи священной войны в вероучении ислама, тем более что такие войны были ведомы не только мусульманам. Обратим внимание лишь на одно: какие-то странные «священные войны» вспыхивают то там, то тут на поверхности нашей маленькой планеты. Гибнут женщины, дети, старики и вообще совершенно случайные люди. Десятками, сотнями гибнут и сами мусульмане. И это что – тоже все священная война, война за веру?
Не станем гадать, а возьмём хотя бы горстку изречений Пророка. Конечно, и он воевал, и ему было ведомо связанное с войной насилие. Да и взрывчатки в те далекие годы не было и в помине. Но сохранился образ человека, несущего людям основы веры, сохранились положения, которые можно назвать ключевыми. Каковы же они?
Во-первых, мы встречаем совершенно чёткое осуждение пролития крови. Однако войны без него не обходятся. Тут уж осуждай – не осуждай, а кровь льётся. Но одним абстрактным осуждением кровопролития дело не ограничивается…
Во-вторых, совершенно недвусмысленно осуждается убийство военнопленных, стариков, женщин и детей. Таким образом, казни ли заложников, взрывы ли на рынках, площадях и городских улицах – вещи с этой точки зрения немыслимые, ибо погибнуть от таких взрывов может кто угодно, а заложники – те же пленные.
В-третьих, убийство верующим верующего или даже попытка такового – это, говорит Пророк, прямой путь в ад. И не только само убийство, но и помощь таковому, «даже полусловом» лишает, по Мухаммеду (Мухаммаду), подстрекателя милосердия Аллаха.
В-четвертых, самоубийство, как и в христианстве, решительно осуждается. Поэтому террористы-камикадзе, причём гибнущие не на полях сражений и не среди вражеских солдат, а среди мирного населения, - отнюдь не кандидаты в рай.
Как же в таком случае удаётся превращать ревностных чтецов Корана и учения Пророка в автоматов-убийц? Это вопрос для спецслужб и психологов. Мы же здесь вправе коснуться только самого учения Пророка. И это прикосновение убеждает, что дело не в изначальной враждебности ислама всякой мирной жизни, а в нашем современном мире. Убеждён, что об этом уместнее было бы говорить не преподавателю вуза, а представителям самого мусульманского духовенства. Именно их голос в подобных трагических ситуациях должен в первую очередь звучать с телеэкранов, именно их аргументированным суждениям место на страницах газет и журналов. Причем аргументами здесь могут и должны стать конкретные цитаты, основанные на признанных в мусульманском мире текстах.
К сожалению, имеющееся у меня издание «Изречений Мухаммада» ограничивает возможность прямого цитирования, да еще в короткой газетной статье. Но, на мой взгляд, издания такого рода нужны в любой библиотеке. Ведь здесь не просто религия в узком понимании слова, а сконцентрированный в сжатых строках и запоминающихся образах опыт человеческого общежития. Опыт интересный и полезный для всех, независимо от религиозных взглядов того или иного конкретного читателя.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]