[an error occurred while processing this directive]
«Я ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ КУЛЬТУРЫ»
Алексей Алексеевич Губенко – лауреат премии меценатов этого года. Шутит: «Ежегодно номинировался, наконец, дождался». Арт-жюри определило его победителем в номинации «Руководитель творческого коллектива». Ходят слухи, что кто-то из авторитетных членов меценатского жюри сказал: «Не будь Губенко, Костанай лишился бы сразу четырех духовых оркестров».
Первая гитара
Губенко – не из покладистых, гладких, теплых, пушистых. Не приседает там, где иногда надо бы, не поддакивает тем, от кого кое-что зависит, не молчит, когда другие помалкивают. Таких немногие любят, таким многие завидуют. Одним словом, по-настоящему талантливый, независимый, смелый мужчина. Музыкант. Дирижер.
Он родился в Джетыгаре в большой трудовой семье геолога, где вместе с ним было девять детей. Двое из них ушли в мир иной в голодные сороковые, осталось в прямом смысле семеро по лавкам. Детство их не было сладким, но выжили, выстояли, став врачами и музыкантами. Первое столкновение Губенко с живой музыкой произошло в шесть лет. Друг отца играл на баяне. Юный Губенко загорелся попробовать. Помнит, с каким трудом в первый раз взгромоздил на себя тяжелый инструмент.
Первое исполненное им произведение – всенародно любимая песня «Вот кто-то с горочки спустился». В 14-16 лет увлекся гитарой. Тогда же понял, что без музыки дальше ему не жить. Пришел записываться в какой-нибудь музыкальный кружок джетыгаринского ДК. Но там был только духовой. Судьба! Стал играть на трубе. Она была единственной на шестерых кружковцев. А потом появился первый Его духовой оркестр. Десяток мальчишей-восьмиклассников почти ежедневно гордо шествовали по пыльной Джетыгаре, наигрывая на допотопных инструментах три любимые мелодии – «Смело, товарищи, в ногу», «Вихри враждебные», «Забота у нас такая»… Времена были ура-патриотическими, такими же были людские порывы и песни. Пробовал учиться в музыкальной школе. Не доучился: в семье не было денег, в школе не было класса трубы, без которой он уже себя не мыслил. Жизнь заставила пойти на завод учеником токаря. Радостей было мало. Но его приняли в городской духовой оркестр. Жизнь все более обретала смысл. Музыкальный.
Консерватория - жизнь
После школы – армия. Туркмения. Кушка. Военный духовой оркестр и никаких скидок на музыкальные пальчики. Вкусил все прелести советской армейской службы, не миновав жестокостей тогда еще необъявленной афганской войны. С лета до зимы 1969-го солдатом пролежал в степях легендарного Даманского, защищая страну от китайских набегов. Трубу пришлось поменять на автомат и кайло. После армии – снова Джетыгара. Женитьба. Рождение первой дочери. Безденежье. Бесквартирье. И труба-баритон в городском оркестре. Тут вдруг предложение: в армейскую часть Державинска, что под Аркалыком, требовался старшина военного оркестра. Клюнул на обещанную квартиру – его молодая семья уже выдыхалась без жилья.
Так он снова вернулся в армию, которой отдал 25 лет жизни и творчества. Там же стал и профессиональным дирижером, умудрившись закончить заочно музыкальное училище. Кстати, у него и сейчас во всех четырех оркестрах военная система подготовки, которая включает железную дисциплинированность и напрочь исключает алкоголь. Сегодня больше всего Губенко жалеет о том, что «обломилась» для него Московская консерватория. Отправил туда документы, получил вызов на экзамены, а тут, как специально кто-то подстроил, – прободная язва желудка. Вместо вуза – лечебница. Консерваторией стала жизнь. Оттрубив десять лет в Державинске, оказался в Костанае. Его - яркого, неординарного, талантливого - в области уже заметили. И началась бурная костанайская губенковская музыкальная эпопея. Пройдет совсем немного времени, и он станет дирижером сразу нескольких духовых оркестров, а погоны снимет уже со звездой майора.
Женатый на трубе
Сегодня его ученики – во множестве музыкальных коллективах города, области, страны, ближнего и дальнего зарубежья. Далеко не все отзываются о нем с восторгом: Губенко с людьми не сусальничает. По отношению к себе он еще более жесток: ежемесячно в его трудовом графике более двадцати концертов с оркестрами, не считая репетиций.
Одно из самых его приятных впечатлений последних лет – выступление с костанайским городским духовым оркестром в 2001 году на главной площади страны в честь 10-летия независимости Казахстана. На трибунах – Президент и сотни высокопоставленных гостей со всего света. Не обошлось без казуса. Кто-то перепутал время выхода на площадь. Гордо шествуя мимо правительственной трибуны, Губенко вдруг понял, что прямо на него движется огромный, в 75 человек, президентский духовой коллектив. Два «полка» целенаправленно перли друг на друга. Столкновение, сумятица, неразбериха были неизбежны. Губенко отовсюду сигнализировали – ретируйся, слиняй, уступи дорогу. Но это было бы против правил его чести. Губенко молниеносно принимает решение и разводит оба оркестра с помощью своего скипетра – тамбур-мажора.
Самое неприятное в его жизни – бесконечные выбивания средств на содержание своих коллективов. Возмущается: как можно играть гимн страны на таких «унитазах»? Убеждает акимов: духовые инструменты – не скрипки Страдивари – от старости они не становятся ценнее, наоборот, металл окисляется, разрушая себя и легкие музыканта. После многолетних губенковских хождений по мукам первым из акимов сдался У.Шукеев. Тогда для городского оркестра на 8 тысяч долларов удалось приобрести 11 замечательных инструментов. Вторым откликнулся Нуралы Садуакасов. На полтора миллиона тенге бюджетных средств было куплено кое-что еще. Тем не менее, и сейчас на 50% оркестр играет на том, что уже давно пора сдать в цветмет.
Вот такой он, Алексей Губенко, человек-оркестр и человек с оркестром: жесткий в работе, растерянный в семейной жизни: «Ты женат на трубе», - обижались его супруги. Сам он считает свою жизнь удавшейся, несмотря на все ее перипетии и целый оркестр врагов. Пятый в его нынешней творческой жизни.
Фото Николая Соловьёва.
Полосу подготовила Ольга Кунгурова
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]