[an error occurred while processing this directive]
ВОЗВРАТУ ПОДЛЕЖИТ
В последнее время среди продавцов стало модно вывешивать объявления типа: «Проданный товар обмену и возврату не подлежит». Как определить, когда это правило правомерно, а когда нет? И правомерно ли вообще?
По закону «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять приобретенный им доброкачественный непродовольственный товар, не удовлетворяющий его потребностям или не обладающий необходимыми свойствами. Обязательное условие обмена - сохранение товарного вида, потребительских свойств, пломб или ярлыков, товарного или кассового чека или других документов, выданных потребителю продавцом вместе с проданным товаром. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на момент обмена, потребитель вправе приобрести любые иные товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости товара, либо получить обратно деньги в размере стоимости товара, либо обменять его на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Кстати, продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена товара, о его поступлении в продажу. Сроки, в течение которых потребитель может осуществить право на обмен товара надлежащего качества, устанавливаются законодательными актами РК. Ст.454 Гражданского Кодекса устанавливает следующий срок:
1. В течение 14-ти дней с момента продажи непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, можно обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и т.п., произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет.
2. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
3. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Но не все так просто. Существуют исключения. По словам президента Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Савченко, существует специальный перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в предприятиях розничной торговли. Это - изделия из золота, платины и серебра, чулочно-носочные изделия, белье постельное, белье нательное, парфюмерно-косметические товары.
- Есть в законодательстве норма, которая предполагает, что не имеет права покупатель возвращать лекарственные препараты, – говорит Светлана Юрьевна. – Допустим, вы вернули одну и ту же упаковку, но при этом заменили ее содержимое мышьяком или ядом…
Продукты питания также возврату не подлежат.
- В случае если продукт некачественный, необходимо сделать экспертизу, которая докажет это. А если товар качественный, то претензии после приобретения, увы, бесполезны. К примеру, купили вы килограмм риса, пришли домой, сварили плов, а всей вашей семье не понравилось. Оставшееся вернуть вы не сможете.
Ксения БАРАБАНОВА
[an error occurred while processing this directive]